Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой Лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV—XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения. В лавру приезжают верующие, паломники и просто туристы со всего мира, путешествующие по Золотому Кольцу России
Запись относится к месту: Сергиев Посад
Основные достопримечательности Сергиева Посада сосредоточены в Троице-Сергиевой лавре. Неправильный многоугольник, занимаемый лаврой, ограничен трехъярусными кирпичными стенами длиной 1,5 км, высотой до 14 метров и толщиной до 6 м. Сегодняшний вид это сооружение получило в середине 17 века, когда стены были модернизированы. Крепость имеет 4 восьмигранные башни по углам и 7 четырехгранных башен в пролетах. Открытые и незастроенные пространства перед стеной подчеркивают ее величие (лучшая точка обзора — с Красногорской площади). Башни выдвинуты вперед относительно стен, что обеспечивало ведение флангового и перекрестного огня. Под одну из башен поляки вели подкоп (во время осады в 17-м веке), однако его вовремя заметили и подорвали.
Главная достопримечательность лавры — белокаменный Троицкий собор (1422), украшенный иконами Андрея Рублева. Ранее в соборе были и Рублевские фрески, которые в свое время были заменены, так как изрядно обветшали. Собор является композиционным центром, и остальные постройки возводились «с оглядкой» на него. Собор является еще и первым каменным зданием на территории монастыря
Троицкий собор из белого камня, еще и самое раннее сообружение в нынешнем монастыре, выстроенный в 1422 году на месте деревянного одноименного храма; один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV—XV веков. Вокруг Троицкого собора постепенно сформировался архитектурный ансамбль Лавры.
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры построен преемником основателя монастыря Никоном «в честь и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому, а заложен в год прославления последнего во святых. Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный; для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица». Примечательно живописное многоярусное завершение собора
В 1476 году на месте деревянного храма псковские мастера возвели каменную Духовскую церковь. Духовская церковь — необычайно стройное, легкое и устремленное ввысь сооружение. В основании храма расположена открытая звонница на шести круглых приземистых столбах. В пролетах звонницы на дубовых брусьях висят колокола. В древности Духовская церковь использовалась и для наблюдения за окрестностями. В случае обострения ситуации полагалось звонить в колокол, оповещая всю братию, да и прилегающий посад заодно
По повелению Ивана Грозного и на его же средства в память о покорении Казани, в Троице-Сергиевой лавре по образцу главного собора московского кремля был возведен Успенский собор. Это величественный шестистолпный храм с пятью тесно посаженными главами. Сегодня он является как бы доминантой всего комплекса, занимая при этом и географически центральное место в лавре. В работе над иконостасом принимал участие Симон Ушаков. Фрески выполнены в 1684 Дмитрием Григорьевым и другими. К северо-западному краю собора примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи, над которыми в 1780 была сооружена шатровая палатка (не сохранилась). С юго-западной стороны к Успенскому собору примыкает так называемая Надкладезная часовня, сооружённая в нарышкинском стиле (конец XVII в.).
Одна из архитектурных доминант в Троице-Сергиевой лавре — монастырская трапезная с церковью Сергия Радонежского (построена в 1686—1692) в южной части Лавры — почитается одним из лучших образцов московского барокко. Росписи внутри трапезной относятся к XIX веку. Резной позолоченный иконостас (XVII) в Сергиевской церкви был поставлен в 1948 году, из разрушенного московского храма Николы «Большой Крест», что у Ильинских ворот. В 1956 году в трапезной палате освящены приделы: северный — в честь святителя Иоасафа Белгородского и южный — в честь преподобного Серафима Саровского
Царские чертоги (17 век) — богато украшенное здание, с наличниками из изразцов, предназначался для приема царских особ, однако с 1814 года стал использоваться для «ковки новых духовных кадров». Здесь размещалась духовная академия. Царские чертоги у северной стены Лавры служили покоями, в которых жил царь Алексей Михайлович во время своих приездов в монастырь. К XVII веку также относятся братские кельи на юго-востоке монастыря (1640, Предтеченский и Варваринский корпуса) и Экономический корпус
Отдельных слов заслуживает колокольня. Строили ее 28 лет и закончили к 1769 году. Колокольня несла на себе 42 колокола, самый большой из которых весил 4 000 пудов. Высота колокольни 88 метров. Построенная по канонам классической архитектуры, колокольня производит впечатление отлично найденными пропорциями ярусов и гармоничным сочетанием плоскостей стен и арочных проемов. Венчает здание необычное завершение в форме раковины. Колокольня — последняя по времени значительная монастырская постройка, своеобразный финальный аккорд уникального архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Крупнейшие колокола были восстановлены в 2002-2004 годах: Самый большой колокол в России — «Царь» (вес 72 т); «Благовестник» ( 35,5 т); «Первенец» (27 т).
Ряд интересных сооружений создан на территории Лавры и в XVIII: небольшая Михеевская церковь рядом с трапезной, выросшая в 1734 над местом погребения Михея Радонежского; восьмигранная барочная Смоленская церковь (церковь Одигитрии), построенная, вероятно, архитектором Ухтомским в 1746—1748 на средства графа А. Г. Разумовского (предание связывало её постройку с тайным браком императрицы Елизаветы Петровны с последним), обладает четырьмя широкими каменными лестницами, расположенными по периметру, и каменными балюстрадами. Поставленный после возобновления Лавры иконостас в Смоленской церкви — из уничтоженной московской церкви Параскевы Пятницы, что на Пятницкой улице.
План Троице-Сергиевой Лавры на карте:
Сооружения XIX века на территории Троице-Сергиевой Лавры незначительны (корпуса Московской Духовной академии с академическим Покровским храмом (1870) и Церковно-археологическим кабинетом); за юго-западными стенами, в Пафнутьевом саду, расположены здание бывшей богадельни (1895), которое теперь используется в качестве помещения Московской Духовной академии, и Странноприимный дом (1892). В конце 1980-х был построен новый актовый зал Академии и новый спальный корпус. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры находится под охраной ЮНЕСКО.