Эдгар Аллан По считается изобретателем детективов, пионером научной фантастики и, конечно же, революционером в мрачной фантастике. Наряду с его длительной литературной популярностью, По был также известен своей литературной критикой. И если его карьера писателя сейчас кажется феерической, никто даже не подозревал о такой славе вначале.
Ранний период жизни По
По родился в Бостоне в семье бродячих актеров в 1809 году, но к 3 годам стал сиротой. Шотландский иммигрант и торговец табаком Джон Аллан и его жена Фрэнсис привезли По в Ричмонд и вырастили его как своего приемного ребенка. Его новый отец ожидал, что По станет таким же бизнесменом, как и он, но у мальчика были другие устремления.
По ушел из дома, чтобы учиться в Университете Вирджинии в 1826 году без особой поддержки со стороны Аллана, который обеспечил ему скудное содержание. Пытаясь увеличить свой доход, По начал играть в азартные игры, что привело его к долгам, а не к процветанию. Аллан отказался покрывать свои убытки, и По бросил университет.
Отношения с отцом натянулись, По ушел в армию США, а позже поступил в Военную академию США в Вест-Пойнте. К тому времени он решил, что станет писателем, и опубликовал свою первую книгу «Тамерлан и другие стихотворения» — произведения, во многом вдохновленные лордом Байроном. Его пребывание в Вест-Пойнте было прервано, когда его исключили. Произошло это не за выпивку и драки, как ходят слухи, а за пропуски занятий. Возможно, конец его военной карьеры был к лучшему. Эдгар всегда знал, что ему предназначено быть писателем. И он был прав.
Писатель и критик
После Вест-Пойнта По вернулся в Балтимор и начал публиковать свои рассказы. Получив должность редактора журнала Southern Literary Messenger в Ричмонде, По добавил к своим навыкам литературную критику. Его отзывы были известны своим критическим и требовательным характером, за что он получил прозвище «Человек-Томагавк».
Но если критиков иногда обвиняют в том, что они действуют с точки зрения высокомерия, не выполнив работы сами, По был другим, потому что сам был писателем и действительно считал своим долгом довести американских писателей до более высоких стандартов.
Когда По писал, американская литература была еще в зачаточном состоянии. Среди современников По были Герман Мелвилл и Натаниэль Хоторн, а Марк Твен был еще подростком, когда Эдгар умер. Как писатель и редактор журнала, По проводил кампанию по улучшению профессии, добиваясь повышения заработной платы и законов об авторском праве.
В возрасте 27 лет он женился на 13-летней Вирджинии Клемм, своей двоюродной сестре. Он продолжал писать, переехал в Нью-Йорк и Филадельфию и испытывал финансовые трудности. Положение улучшилось в 1845 году, когда стихотворение «Ворон» сделало его имя нарицательным. Но два года спустя, в 1847 году, Вирджиния умерла от туберкулеза, и По вскоре последовал за ней в могилу.
Таинственная смерть По
До сих пор подлинно не известно, от чего умер Эдгар По. Сообщается, что после смерти Вирджинии По стал злоупотреблять алкоголем, но к лету 1849 года он снова обручился со своей бывшей невестой Сарой Эльмирой Ройстер. Но жениться им было не суждено. Остановившись в Балтиморе во время путешествия, По исчез на пять дней. Его видели возле паба, возможно пьяного, в странной одежде, которая ему не принадлежала. Спустя несколько дней, находясь вне сознания, он скончался в больнице в возрасте 40 лет.
Было выдвинуто множество теорий о его смерти, от отравления алкоголем до эпилепсии и туберкулеза. Еще одна теория утверждает, что По стал жертвой коррумпированных политиков в Балтиморе, которые нападали на мужчин, накачивали их наркотиками и переодевали, заставляли их неоднократно голосовать на различных избирательных участках, а затем оставляли их умирать.
Первоначально похороненный в безымянной могиле в Вестминстере, По был перезахоронен благодаря школьникам из Балтимора. Они собрали достаточно денег в рамках своего проекта 1875 года «Пенни для По», чтобы купить место для могилы и поставить памятник. Памятник находится недалеко от Вирджинии, среди героев американской революции и войны 1812 года, рядом с могилой матери Эдгара.
Наследие Эдгара По
Работа По оказала длительное влияние на литературу и популярные произведения Артура Конан Дойля, Питера Штрауба, Жюля Верна и Хорхе Луиса Борхеса и многих других. Мастер саспенса Альфред Хичкок заявил: «Я начал снимать саспенсные фильмы потому, что мне так понравились истории Эдгара Аллана По».
Эдгар Аллан По был больше, чем писатель. Он считал, что не существует человеческой головоломки, которую человеческий разум не мог бы решить. Он попытался проверить эту теорию в «Похищенном письме», изучив действие интеллекта и рациональности. У него был рациональный подход даже к такому плотскому и инстинктивному, как месть.
По был своего рода оригинальным мыслителем, а его мрачные и жуткие истории по-прежнему восхищают поклонников.