Страсбургский собор — кафедральный собор во французском городе Страсбурге, более 200 лет являлся самым высоким зданием мира.
Запись относится к месту: Страсбург
Страсбургский собор Девы Марии, хотя и недостроен, входит в число самых красивых готических соборов Европы. Собор располагается на месте римского храма, некогда выстроенного на невысоком холме.
Страсбургский собор принадлежит к крупнейшим соборам в истории европейской архитектуры и крупнейшим в мире постройкам из песчаника. Так же, как и город Страсбург, собор объединяет в себе немецкие и французские культурные влияния.
Собор является католической церковью епископа, но прежде был как католическим, так и протестантским.
Первый вариант церкви стали возводить в 1015 году по инициативе епископа Вернера Габсбургского, но пожар уничтожил большую часть оригинальной романской постройки. Ко времени, когда собор был реконструирован после пожара (а случилось это в конце XII века) и был отделан в этот раз красноватыми камнями, привезенными с соседних гор, готический стиль в архитектуре достиг Эльзаса и будущий собор начал активно приобретать готические черты. Воплощение первого проекта собора Эльзаса было передано в руки ремесленников, преуспевших в создании готических шедевров. Изначально строительство собора финансировалось местным епископом, после его смерти расходы на строительные работы взяла на себя буржуазия. Но даже средств властьимущих оказалось мало, вследствие чего горожане приняли решение жертвовать денежные средства на строительство собора.
Здание построено из красного вогезского песчаника. Строительство началось в 1015 году, и в последующие века собор достраивался и изменял свой внешний вид. Восточные части собора, в том числе хор и южный портал, выполнены в романском стиле, а продольный неф и знаменитый, украшенный тысячами фигур, западный фасад являются шедеврами готической архитектуры.
Архитекторы, так же как и при возведении кёльнского собора, ориентировались на французскую соборную готику, что видно по двоению западных башен и, как следствие, широкому западному фасаду, а так же продольному нефу в форме базилики, в отличие от немецких церковей с тремя нефами одинаковой высоты.
В 1284 году организатором всей сложной процедуры был избран Эрвин фон Штайнбах (Штайнбах и сам хотел пожертвовать деньги на строительство храма, но поскольку за душой у него ничего не было, он отдал свою лошадь). Именно Штайнбах придумал и спроектировал величественны западный фронтон собора и главный вход. На момент смерти Эрвина строительство собора прогрессировало, уже появилось огромное витражное окно-роза и высокая башня. В 1399 году Ульрих фон Энсинген, создатель собора в Ульме, занялся строительством восьмиугольного основания для шпиля, которое было завершено Йоганном Хультцем из Кельна. Этот соборный шпиль вскоре станет узнаваемым символом Страсбурга.
Северная башня высотой в 142 м, строительство которой закончилось в 1439 году, была с 1625 по 1874 года самым высоким зданием мира. Южная башня никогда не строилась, что придаёт собору известную асимметричную форму. Площадь, на которой стоит собор принадлежит к числу самых красивых городских площадей Европы. На ней расположен ряд фахверковых домов (до 4-5 этажей) в стиле алеманско-южнонемецкой архитектуры. Характерным являются высокие крыши, в которых расположены несколько “наклонных” этажей (до четырёх). На северной стороне площади стоит известный фахверковый дом, искусно расписаный Дом Каммерцеля, построенный в XV веке.
Страсбургский собор вносит значительный вклад в историю готической скульптуры. Фасад южного траверса украшен знаменитым рельефом Церковь и Синагога, созданного теми же ремесленниками, кто создал колонну Ангелов, расположенную внутри собора. Тогда как предыдущие фасады перед строительством тщательным образом прорисовывали, один из фасадов все же был создан без таких сложностей. Статуи, датируемые XIII-XV вв. располагаются над тройным порталом готического фасада, они изображают Пророков, Волхвов, Пороки и Добродетели.
Внутри особого внимания заслуживают готическая купель, выполненная Дотцингером в 1453 году, соборная кафедра украшенная многочисленными скульптурами работы Ганса Хаммера, изображение Масличной горы в северном трансепте работы Николя Редера и портал Святого Лаврентия.
Собор обладает и множественными другими сокровищами: витражные окна XII-XIV веков, алтарь Святого Панкратия, гобелены XVII века и, наконец, одна из самых знаменитых достопримечательностей собора, астрономические часы, установленные в оригинальном корпусе XVII века, украшенном Тобиасом Штиммером и использующие механизм, разработанный Швильге. До них были часы, построенные в 1353 и 1574 годах, последние из которых работали до 1789 года и уже имели астрономические функции. В 1832 году был сконструирован уникальный механизм, показывающий орбиты земли, луны и известных тогда планет (от Меркурия до Сатурна). Особенностью часов является механизм, завершающий один полный оборот в новогоднуюю ночь и вычисляющий точку отсчёта для тех праздников, даты которых меняются из года в год. Но самая медленно вращающаяся часть часов показывает прецессию земной оси — один оборот занимает 25.800 лет. Слева от часов находятся фрески XV века.
Орган появился в соборе в 1260 г. Помимо органа в страсбургском соборе находились еще два инструмента созданные и модифицированные соответственно в 1291 и 1327 гг. Самая старая из сохранившихся секций органа датируется 1385 годом. В то же время в соборе появилось и птичье гнездо; гнездо было создано из меха и перьев, оно свешивается со стены от статуи Самсона с огромной дубовой ветки. Справа находится подвижная статуя торговца крендельками, которая движениями руки и головы как бы подчеркивала речь священнослужителя, прятавшегося на хорах, во время празднования Троицына дня. В левой части тоже можно увидеть подвижные статуи: здесь двигается рука королевского глашатая и львиная пасть.
Знаменитая соборная башня была почти до основания разрушена атеистами в ходе французской революции, но один из местных кузнецов придумал замечательную схему создания металлического колпака, защитившего башню.
Падения бомб в 1870 и 1944 вызвали повреждения в соборе, но после реконструкции и замены отсутствующих статуй, собору вернули его первоначальный облик.
Каждое лето вечерами перед Страсбургским собором организуют представление: транслируются классические музыкальные произведения, а сам собор подсвечивается разными цветами в тон к музыке