Сравнение лиц человека и животных: Эскизы 17-го века
Эти причудливые эскизы были сделаны французским живописцем и художественным теоретиком Чарльзом ле Брюном (1619 – 1690), которого король Луи XIV назвал «самым великим французским художником всех времен».
Чарльз ле Брюн был сторонником теории человеческих эмоций, которая активно обсуждалась среди философов тех времен. Ле Брюн выступал с лекциями на эту тему во многих академиях и университетах, проиллюстрировав свой доклад серией поразительных рисунков, где он проводил аналогии между функциями животных и человека. Исходная лекция Ле Брюна потеряна, но его эскизы выжили. Более 250 таких рисунков хранится в коллекции Лувра.
Физиогномика Чарльза Ле Брюна была опубликована в 1806, когда эскизы стали доступными для широкой публики. Это зажгло особый интерес к лицевым и расовым характеристикам, а так же к сходству людей с животными. Физиономия — интерпретация и оценка особенностей человека по чертам его лица, популярный вид исследования в то время. Около тридцати лет назад швейцарский философ Иохан Каспар Лаватер выпустил свою феноменальную книгу, повторно представив идеи физиогномики. Теория Лаватера состояла в том, что эта наука имеет отношение к определенным символьным чертам людей, а не к общим типам. Его работа нашла поклонников во Франции, Англии, а также Германии.
Популярность физиогномики продолжала расти в течение 19-го века, подкрепляемая серьезными академиками. Известные романисты, включая Чарльза Дикенса, Томаса Харди и Шарлотты Бронте использовали подобные описания символов в своих романах. Однако, к концу 19-го века физиономия впала в немилость.
Несмотря на то, что в наши дни её называют псевдонаукой, случайные исследования некоторых ученых все еще заявляют о себе в современные времена. Например, во время Второй мировой войны Имперский японский Военно-морской Отдел Аэронавтики использовал физиономию, чтобы с более чем 80%-й точностью отбирать успешных пилотов.