Connect with us

Hi, what are you looking for?

kaupa.rukaupa.ru

Архитектура и дизайн

Шарлотта Перриан (Charlotte Perriand)1903-1999г.

Шарлотта Перриан (Charlotte Perriand)1903-1999г.

Шарлотта Перриан (Charlotte Perriand)1903-1999г.

Шарлотта Перриан (Charlotte Perriand) родилась в 1903 году в Париже в семье простого портного и швеи. Жажда жизни, целеустремленность и бесспорный талант помогли ей стать одним из самых влиятельных дизайнеров мебели. За свою жизнь она сотрудничала с такими мэтрами мирового дизайна как Ле Корбюзье , Фернан Леже и Жан Пруве . Жила в Индии, Бразилии, ездила несколько раз в СССР, шесть лет работала в Японии по приглашению Токийского Института Промышленного Искусства. Созданные этой женщиной вещи вошли еще при ее жизни во все энциклопедии по дизайну. В наше же время они успешно выставляются в арт-галереях и переиздаются известными мебельными марками.

В 1920 году Шарлотта Перриан поступила в Школу декоративных искусств в Париже. После пятилетнего изучения интерьерного дизайна, выйдя замуж и обзаведясь собственной мансардой на площади Сен-Сюльпис в Париже, она превращает свою квартиру в большой выставочный зал из стекла и металла. Нужно отметить, что к этому времени стиль «модерн» уже во всю набирает обороты, и предметы мебели из трубчатой стали все чаще появляются на международных выставках и в модных интерьерных салонах.

Сотрудничество Шарлотты Перриан с Ле Корбюзье

Познакомившись с трудами Ле Корбюзье «К архитектуре» (1923) и «Градостроительство» (1925) Шарлотта Перриан мечтает работать в его студии на 35 rue de Sevres в Париже. В 24 года молодая девушка совершает дерзкую попытку устроиться к Ле Корбюзье на работу в качестве дизайнера, но получает жесткий отказ. Брошенная в ее адрес фраза “Мы здесь не подушки вышиваем”, сильно задела амбициозную особу и подтолкнула Перриан к участию в Парижском Осеннем салоне, где она представила работы из стекла, стали и алюминия.

На мебель молодой девушки обратил внимание Пьер Жаннере – кузен Ле Корбюзье, он и открыл глаза великому архитектору на талантливого дизайнера. В 1927 году Шарлотта с извинениями была приглашена на работу в студию.

Уже в 1928 году сотрудничество Ле Корбюзье , Пьера Жаннере и Шарлотты Перриан привело к рождению знаменитых B301 – стул для переговоров с подвесной спинкой, LC2 Grand Confort – квадратное кресло для отдыха и элегантного шезлонга B306, для рекламы которого Перриан  позировала сама.

На выставке предметов для дома на Осеннем салоне 1929-го года студией Ле Корбюзье был представлен современный интерьер квартиры типа «Люкс». Стеклянный пол подсвечивался снизу, чтобы отражаться на стеклянном потолке. Стулья были на металлических ножках с кожаной или матерчатой обивкой, стеклянный стол d’Avion был выполнен как бы в двух плоскостях, также были разработаны легкие переносные ширмы, которые выполняли двойную функцию: деления пространства и обеспечение места для хранения.

В 1930-е годы Шарлотта Перриан продолжает разрабатывать мебель и фурнитуру для архитектурных проектов Ле Корбюзье : общежития швейцарских студентов в университетском городке, убежища Армии Спасения в Париже и квартиры самого Ле Корбюзье в верхней части здания на улице Nungesser-et-Coli.

В 1936 году Шарлотта Перриан принимает участие в Парижском Салоне бытовой техники. Каждый принимающий участие архитектор обязан организовать пространство, соответствующее средней площади комнаты в Жилище Бон Марше (бывшие «Квартиры по умеренным ценам») размером 3 на 4 метра. В ответ на трудную экономическую ситуацию, Шарлотта Перриан, в обществе других архитекторов, предлагает мебель, доступную средним слоям населения, которые были особенно поражены кризисом.

Работа над курортом в Савойе

В 1937 году, после десятилетней работы с Ле Корбюзье , Перриан покидает его студию, чтобы сотрудничать с художником Фернаном Леже, вместе они занимаются оформлением павильона на Международной Сельскохозяйственной Выставке 1937 в Париже посвященной « искусствам и методам современной жизни ». В этом же году Шарлотта Перриан начинает работать над лыжным курортом в Савойе.

Перриан постоянно самосовершенствовалась и стремилась вперед. Вдохновленная народной мебелью, увиденной в Савойе, она начинает экспериментировать с необработанными природными материалами, такими как неотесанное дерево. После стекла и стали такой выбор материалов, кажется радикальным, но Перриан была убеждена в своих взглядах и создала доступную, функциональную и привлекательную мебель массового производства для всех слоев потребителей.

Из-за начала Второй мировой войны в 1939 году, Перриан покидает Савой, чтобы возвратиться в Париж и начать сотрудничество с Жаном Пруве и Пьером Женере. Женере и Перриан вместе совершают поездки к французскому побережью, где проводят свободное время в поисках любых видов объектов, формируемых морем (галька, обточенное морем дерево, рыбные скелеты). По возвращению в Париж, эти находки были очищены, рассмотрены и сфотографированы, приобретя статус произведений искусства. Позже Женере и Перриан назовут это «спонтанным искусством».

Поездка в Японию

В 1940 году Шарлотта Перриан едет по приглашению Токийского Института Промышленного Искусства в Японию в качестве официального консультанта по вопросам промышленного дизайна при Министерстве Торговли и Промышленности. Перед Перриан стояла задача повысить уровень дизайна в японской промышленности с целью разработки продукции для экспорта на Запад. После вступления Японии в войну, Перриан стала «нежелательной иностранкой» и пыталась вернуться во Францию, но из-за морской блокады смогла добраться только до Вьетнама, где была вынуждена провести почти четыре года (с 1942 по 1946 годы). Все эти годы Шарлотта Перриан изучала местные ремесла, техники плетения и обработки древесины. Кроме этого, она вышла замуж во второй раз и успела родить дочь.

Опыт, полученный в Японии и Вьетнаме, до конца жизни находил отражение в ее работах. Шарлотта Перриан периодически использовала функциональные элементы японского интерьера, такие как раздвижные экраны для разграничения пространства, активно прибегала к использованию природных материалов, таких как дерево и бамбук. Эти мотивы повторялись в таких проектах, как горнолыжный курорт Мерибель, здание Лиги Наций для Организации Объединенных Наций в Женеве, при строительстве и реконструкции отделений Air France в Лондоне, Париже и Токио.

Возвращение Шарлотты Перриан в Париж

Вернувшись в Париж в 1946 году после шестилетнего отсутствия, Шарлотта Перриан начинает активно восстанавливать связи и выстраивать карьеру независимого дизайнера и проектировщика. Перриан вновь начинает активное сотрудничество с Жаном Пруве, Фернаном Леже и Ле Корбюзье .

В 1947 году Жан Пруве построил мебельную фабрику Maxeville, где экспериментировал с созданием предметов из алюминия. Перриан активно пользуется его фабрикой для реализации своих идей в мебельном дизайне. В этом же году Шарлотта Перриан работает совместно с Фернаном Леже над проектом больницы, а затем вместе с Ле Корбюзье в 1950 году разрабатывает кухню опытного образца для его проекта «Жилая единица» в Марселе.

В 1951 году Шарлотта Перриан организует французский раздел выставки в Милане, а в 1953-м организовывает коллективную выставку «Синтез Искусств» совместно с Фернаном Леже и Корбюзье. Цель выставки – продемонстрировать возможность гармоничного сочетания предметов декоративного и изобразительного искусства с функциональным оборудованием жилища. Рядом с керамическими работами Леже и коврами Ле Корбюзье, она представляет свою мебель, среди которой особенно выделялись стулья из гнутой фанеры «Тень». Эти стулья отличались не только отличным дизайном, но и удобством хранения, поскольку их можно было одеть сверху один на другой и хранить в виде пирамиды.

В 1952 году Архитектору Лусио Коста поручают построить Павильон Бразилии в Международном Университетском городке. Данный проект предусматривал здание на 100 комнат, театр, библиотеку и зал заседаний. Из-за большого объема работы Коста привлекает к работе Ле Корбюзье, который в свою очередь предлагает Шарлотте Перриан оснастить студенческое общежитие. Поскольку площадь комнат была довольно скромной, вся мебель и оборудование должны были быть многофункциональными. Так обычный гардероб превратился в двусторонний невысокий шкаф для одежды и книг, который можно использовать как перегородку для зонирования пространства. Кровать при убранном постельном белье становилась стильной кушеткой, на которую можно не стесняясь посадить гостей.

Цвет стен в комнатах был нейтральным, яркости и индивидуальности придавали тяжелые шторы различных оттенков и разноцветные ящички в шкафу и столе. Павильон Бразилии был торжественно открыт 24 июня 1959, после пяти лет кропотливой работы и многочисленных трудностей.

В 1956 году Стеф Саймон решает открыть галерею дизайнерской мебели Шарлотты Перриан и Жана Пруве, к этому моменту их имена достаточно популярны и могут гарантировать необходимое количество клиентов. Так же в галерее выставляются вещи менее известных дизайнеров, таких как Исаму Ногучи, Сори Янаги и Сержа Мулле. Выставочные залы предложили оформить Шарлотте Перриан, с её стремлением сделать свою мебель доступной для большего числа потребителей, она без колебаний принимает приглашение.

В галерее Перриан представляет свою новую разработку – первую мебель, состоящую из группы стандартизированных элементов, которые продавались по отдельности и задумывались как настоящий модулируемый конструктор. Клиенту самому предлагалось выбрать, какие именно элементы покупать и как их сочетать. При необходимости можно было изменить функциональность мебели, докупив элементы, и превратить буфет в библиотечный шкаф. И хотя идея была революционной, мебель не имела рассчитанного успеха. Шагнувшая впереди своего времени Шарлотта Перриан, не сразу поняла, что потребитель еще не готов к такой свободе.

В 1957 году Шарлотта Перриан принимает участие в проектировании здания для Организации Объединенных Наций в Женеве.

В 1960 году совместно с Эрно Голдфингером Перриан работает над дизайном французского Туристического Офиса в Лондоне на Пиккадилли. А в 1962-м начинает продолжительный проект по проектированию серии лыжных курортов в Савойе, наиболее известные Арк1600 и Арк1800.

Жизнь в Бразилии

В 1962-м году муж Перриан был назначен директором отделения Air France в Латинской Америке, и Шарлотта берется за устройство его служебной квартиры в Рио-де-Жанейро.

Между 1962 и 1969, Шарлотта Перриан осуществляет многочисленные поездки в Бразилию. Там она снова встречается с архитектором Лусио Коста, который знакомит ее с бразильской интеллигенцией: Оскаром Нимейером, Хорхе Амадо и другими.

При работе над квартирой мужа, Перриан осознает невозможность использования мебели, которую она создала в Японии в 1954 году, так как простота ее линии не стыкуется с причудливостью яркой и колоритной Бразилии. Возникает необходимость создать специфическую обстановку, которая бы находилась в гармонии с географическим местоположением и бразильской культурой.

Одним из открытий для Шарлотты Перриан стало местное дерево Якаранда (jacaranda) или Бразильский гваяк — разновидность палисандра, отличающаяся красно-бурыми прожилками. Она использует его древесину для создания стола в столовой. Исключительные размеры деревянной массивной столешницы (3,50 метра длинной и 7 см толщиной) позволяют легко разместить за ним 10 – 12 человек. Так же видоизменяется ее знаменитый шкаф – библиотека. Якаранда заменила ель по всему корпусу, а раздвижные, прежде алюминиевые двери, были заменены на двери из плетеного тростника. Общий ритм композиции остался неизменным, появилось благородство натуральных материалов и легкий намек на этнику. Шарлотта Перриан не забывает, тем не менее, и Японию, размещая бумажные лампы Исамо Ногучи для освещения пространства. При оснащении этой квартиры, она сумела гармонично сочетать присущую её стилю функциональность и бразильскую экзотику.

Возраст не помеха

Вплоть до 1989 года Шарлотта Перриан работает над горнолыжными курортами Арк1600 и Арк1800. Ей уже 86 лет.

В 1985 году проходит ее персональная ретроспективная выставка в Музее Декоративных Искусств в Париже.

В 1993, Шарлотта Перриан, Тадао Андо и Этторе Соттсасс приглашены высказать свое видение японского чайного дома на площади ЮНЕСКО в Париже. Шарлотта Перриан представляет пространство, предназначенное для сосредоточенности, медитаций и размышлений об архитектуре, смешивающее традицию и современность. Под шатром сложной формы из бамбука и полиэстера, в окружении бамбуковой рощи размещался небольшой павильон с террасой в Японском стиле.

 

В 1998 году в свет выходит её автобиография и выставка в Музее дизайна в Лондоне, а уже в 1999 году Париж навсегда прощается с Шарлоттой Перриан.

 

 Статью подготовила Зоя Ти
Исаму Ногучи, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Жан Пруве, Тадао Андо, Эйлин Грей, Другие интересные статьи

 

 

 

 

You May Also Like

Наука и технологии

Промышленные дизайнеры и психологи из Университета Кампании в Италии провели исследование, в ходе которого изучили влияние окружающей среды на восприятие вкуса продуктов. Об этом...

Познавательное

Выглядя как римский Колизей, эта недостроенная башня доминирует над горизонтом шотландского города Обан на протяжении более 100 лет. Незавершенная Башня Маккейга — лишь малая...

Познавательное

Landkreuzer P. 1000 Ratte — концептуальный сверхтяжелый танк, который разрабатывался нацистской Германией во время Второй мировой войны. Однако дальше стадий планирования и проектирования дело...

Познавательное

Рани-Ки-Вав — ступенчатый колодец 11 столетия, расположенный в индийском городе Патан на берегу реки Сарасвати. Считается, что колодец был построен Удайямати, овдовевшей Королевой Бхимдева...

Copyright © 2020 ZoxPress Theme. Theme by MVP Themes, powered by WordPress.