Шарлотта Перриан (Charlotte Perriand) родилась в 1903 году в Париже в семье простого портного и швеи. Жажда жизни, целеустремленность и бесспорный талант помогли ей стать одним из самых влиятельных дизайнеров мебели. За свою жизнь она сотрудничала с такими мэтрами мирового дизайна как Ле Корбюзье , Фернан Леже и Жан Пруве . Жила в Индии, Бразилии, ездила несколько раз в СССР, шесть лет работала в Японии по приглашению Токийского Института Промышленного Искусства. Созданные этой женщиной вещи вошли еще при ее жизни во все энциклопедии по дизайну. В наше же время они успешно выставляются в арт-галереях и переиздаются известными мебельными марками.
В 1920 году Шарлотта Перриан поступила в Школу декоративных искусств в Париже. После пятилетнего изучения интерьерного дизайна, выйдя замуж и обзаведясь собственной мансардой на площади Сен-Сюльпис в Париже, она превращает свою квартиру в большой выставочный зал из стекла и металла. Нужно отметить, что к этому времени стиль «модерн» уже во всю набирает обороты, и предметы мебели из трубчатой стали все чаще появляются на международных выставках и в модных интерьерных салонах.
Сотрудничество Шарлотты Перриан с Ле Корбюзье
Познакомившись с трудами Ле Корбюзье «К архитектуре» (1923) и «Градостроительство» (1925) Шарлотта Перриан мечтает работать в его студии на 35 rue de Sevres в Париже. В 24 года молодая девушка совершает дерзкую попытку устроиться к Ле Корбюзье на работу в качестве дизайнера, но получает жесткий отказ. Брошенная в ее адрес фраза “Мы здесь не подушки вышиваем”, сильно задела амбициозную особу и подтолкнула Перриан к участию в Парижском Осеннем салоне, где она представила работы из стекла, стали и алюминия.
На мебель молодой девушки обратил внимание Пьер Жаннере – кузен Ле Корбюзье, он и открыл глаза великому архитектору на талантливого дизайнера. В 1927 году Шарлотта с извинениями была приглашена на работу в студию.
Уже в 1928 году сотрудничество Ле Корбюзье , Пьера Жаннере и Шарлотты Перриан привело к рождению знаменитых B301 – стул для переговоров с подвесной спинкой, LC2 Grand Confort – квадратное кресло для отдыха и элегантного шезлонга B306, для рекламы которого Перриан позировала сама.
На выставке предметов для дома на Осеннем салоне 1929-го года студией Ле Корбюзье был представлен современный интерьер квартиры типа «Люкс». Стеклянный пол подсвечивался снизу, чтобы отражаться на стеклянном потолке. Стулья были на металлических ножках с кожаной или матерчатой обивкой, стеклянный стол d’Avion был выполнен как бы в двух плоскостях, также были разработаны легкие переносные ширмы, которые выполняли двойную функцию: деления пространства и обеспечение места для хранения.
В 1930-е годы Шарлотта Перриан продолжает разрабатывать мебель и фурнитуру для архитектурных проектов Ле Корбюзье : общежития швейцарских студентов в университетском городке, убежища Армии Спасения в Париже и квартиры самого Ле Корбюзье в верхней части здания на улице Nungesser-et-Coli.
В 1936 году Шарлотта Перриан принимает участие в Парижском Салоне бытовой техники. Каждый принимающий участие архитектор обязан организовать пространство, соответствующее средней площади комнаты в Жилище Бон Марше (бывшие «Квартиры по умеренным ценам») размером 3 на 4 метра. В ответ на трудную экономическую ситуацию, Шарлотта Перриан, в обществе других архитекторов, предлагает мебель, доступную средним слоям населения, которые были особенно поражены кризисом.
Работа над курортом в Савойе
В 1937 году, после десятилетней работы с Ле Корбюзье , Перриан покидает его студию, чтобы сотрудничать с художником Фернаном Леже, вместе они занимаются оформлением павильона на Международной Сельскохозяйственной Выставке 1937 в Париже посвященной « искусствам и методам современной жизни ». В этом же году Шарлотта Перриан начинает работать над лыжным курортом в Савойе.
Перриан постоянно самосовершенствовалась и стремилась вперед. Вдохновленная народной мебелью, увиденной в Савойе, она начинает экспериментировать с необработанными природными материалами, такими как неотесанное дерево. После стекла и стали такой выбор материалов, кажется радикальным, но Перриан была убеждена в своих взглядах и создала доступную, функциональную и привлекательную мебель массового производства для всех слоев потребителей.
Из-за начала Второй мировой войны в 1939 году, Перриан покидает Савой, чтобы возвратиться в Париж и начать сотрудничество с Жаном Пруве и Пьером Женере. Женере и Перриан вместе совершают поездки к французскому побережью, где проводят свободное время в поисках любых видов объектов, формируемых морем (галька, обточенное морем дерево, рыбные скелеты). По возвращению в Париж, эти находки были очищены, рассмотрены и сфотографированы, приобретя статус произведений искусства. Позже Женере и Перриан назовут это «спонтанным искусством».
Поездка в Японию
В 1940 году Шарлотта Перриан едет по приглашению Токийского Института Промышленного Искусства в Японию в качестве официального консультанта по вопросам промышленного дизайна при Министерстве Торговли и Промышленности. Перед Перриан стояла задача повысить уровень дизайна в японской промышленности с целью разработки продукции для экспорта на Запад. После вступления Японии в войну, Перриан стала «нежелательной иностранкой» и пыталась вернуться во Францию, но из-за морской блокады смогла добраться только до Вьетнама, где была вынуждена провести почти четыре года (с 1942 по 1946 годы). Все эти годы Шарлотта Перриан изучала местные ремесла, техники плетения и обработки древесины. Кроме этого, она вышла замуж во второй раз и успела родить дочь.
Опыт, полученный в Японии и Вьетнаме, до конца жизни находил отражение в ее работах. Шарлотта Перриан периодически использовала функциональные элементы японского интерьера, такие как раздвижные экраны для разграничения пространства, активно прибегала к использованию природных материалов, таких как дерево и бамбук. Эти мотивы повторялись в таких проектах, как горнолыжный курорт Мерибель, здание Лиги Наций для Организации Объединенных Наций в Женеве, при строительстве и реконструкции отделений Air France в Лондоне, Париже и Токио.
Возвращение Шарлотты Перриан в Париж
Вернувшись в Париж в 1946 году после шестилетнего отсутствия, Шарлотта Перриан начинает активно восстанавливать связи и выстраивать карьеру независимого дизайнера и проектировщика. Перриан вновь начинает активное сотрудничество с Жаном Пруве, Фернаном Леже и Ле Корбюзье .
В 1947 году Жан Пруве построил мебельную фабрику Maxeville, где экспериментировал с созданием предметов из алюминия. Перриан активно пользуется его фабрикой для реализации своих идей в мебельном дизайне. В этом же году Шарлотта Перриан работает совместно с Фернаном Леже над проектом больницы, а затем вместе с Ле Корбюзье в 1950 году разрабатывает кухню опытного образца для его проекта «Жилая единица» в Марселе.
В 1951 году Шарлотта Перриан организует французский раздел выставки в Милане, а в 1953-м организовывает коллективную выставку «Синтез Искусств» совместно с Фернаном Леже и Корбюзье. Цель выставки – продемонстрировать возможность гармоничного сочетания предметов декоративного и изобразительного искусства с функциональным оборудованием жилища. Рядом с керамическими работами Леже и коврами Ле Корбюзье, она представляет свою мебель, среди которой особенно выделялись стулья из гнутой фанеры «Тень». Эти стулья отличались не только отличным дизайном, но и удобством хранения, поскольку их можно было одеть сверху один на другой и хранить в виде пирамиды.
В 1952 году Архитектору Лусио Коста поручают построить Павильон Бразилии в Международном Университетском городке. Данный проект предусматривал здание на 100 комнат, театр, библиотеку и зал заседаний. Из-за большого объема работы Коста привлекает к работе Ле Корбюзье, который в свою очередь предлагает Шарлотте Перриан оснастить студенческое общежитие. Поскольку площадь комнат была довольно скромной, вся мебель и оборудование должны были быть многофункциональными. Так обычный гардероб превратился в двусторонний невысокий шкаф для одежды и книг, который можно использовать как перегородку для зонирования пространства. Кровать при убранном постельном белье становилась стильной кушеткой, на которую можно не стесняясь посадить гостей.
Цвет стен в комнатах был нейтральным, яркости и индивидуальности придавали тяжелые шторы различных оттенков и разноцветные ящички в шкафу и столе. Павильон Бразилии был торжественно открыт 24 июня 1959, после пяти лет кропотливой работы и многочисленных трудностей.
В 1956 году Стеф Саймон решает открыть галерею дизайнерской мебели Шарлотты Перриан и Жана Пруве, к этому моменту их имена достаточно популярны и могут гарантировать необходимое количество клиентов. Так же в галерее выставляются вещи менее известных дизайнеров, таких как Исаму Ногучи, Сори Янаги и Сержа Мулле. Выставочные залы предложили оформить Шарлотте Перриан, с её стремлением сделать свою мебель доступной для большего числа потребителей, она без колебаний принимает приглашение.
В галерее Перриан представляет свою новую разработку – первую мебель, состоящую из группы стандартизированных элементов, которые продавались по отдельности и задумывались как настоящий модулируемый конструктор. Клиенту самому предлагалось выбрать, какие именно элементы покупать и как их сочетать. При необходимости можно было изменить функциональность мебели, докупив элементы, и превратить буфет в библиотечный шкаф. И хотя идея была революционной, мебель не имела рассчитанного успеха. Шагнувшая впереди своего времени Шарлотта Перриан, не сразу поняла, что потребитель еще не готов к такой свободе.
В 1957 году Шарлотта Перриан принимает участие в проектировании здания для Организации Объединенных Наций в Женеве.
В 1960 году совместно с Эрно Голдфингером Перриан работает над дизайном французского Туристического Офиса в Лондоне на Пиккадилли. А в 1962-м начинает продолжительный проект по проектированию серии лыжных курортов в Савойе, наиболее известные Арк1600 и Арк1800.
Жизнь в Бразилии
В 1962-м году муж Перриан был назначен директором отделения Air France в Латинской Америке, и Шарлотта берется за устройство его служебной квартиры в Рио-де-Жанейро.
Между 1962 и 1969, Шарлотта Перриан осуществляет многочисленные поездки в Бразилию. Там она снова встречается с архитектором Лусио Коста, который знакомит ее с бразильской интеллигенцией: Оскаром Нимейером, Хорхе Амадо и другими.
При работе над квартирой мужа, Перриан осознает невозможность использования мебели, которую она создала в Японии в 1954 году, так как простота ее линии не стыкуется с причудливостью яркой и колоритной Бразилии. Возникает необходимость создать специфическую обстановку, которая бы находилась в гармонии с географическим местоположением и бразильской культурой.
Одним из открытий для Шарлотты Перриан стало местное дерево Якаранда (jacaranda) или Бразильский гваяк — разновидность палисандра, отличающаяся красно-бурыми прожилками. Она использует его древесину для создания стола в столовой. Исключительные размеры деревянной массивной столешницы (3,50 метра длинной и 7 см толщиной) позволяют легко разместить за ним 10 – 12 человек. Так же видоизменяется ее знаменитый шкаф – библиотека. Якаранда заменила ель по всему корпусу, а раздвижные, прежде алюминиевые двери, были заменены на двери из плетеного тростника. Общий ритм композиции остался неизменным, появилось благородство натуральных материалов и легкий намек на этнику. Шарлотта Перриан не забывает, тем не менее, и Японию, размещая бумажные лампы Исамо Ногучи для освещения пространства. При оснащении этой квартиры, она сумела гармонично сочетать присущую её стилю функциональность и бразильскую экзотику.
Возраст не помеха
Вплоть до 1989 года Шарлотта Перриан работает над горнолыжными курортами Арк1600 и Арк1800. Ей уже 86 лет.
В 1985 году проходит ее персональная ретроспективная выставка в Музее Декоративных Искусств в Париже.
В 1993, Шарлотта Перриан, Тадао Андо и Этторе Соттсасс приглашены высказать свое видение японского чайного дома на площади ЮНЕСКО в Париже. Шарлотта Перриан представляет пространство, предназначенное для сосредоточенности, медитаций и размышлений об архитектуре, смешивающее традицию и современность. Под шатром сложной формы из бамбука и полиэстера, в окружении бамбуковой рощи размещался небольшой павильон с террасой в Японском стиле.
В 1998 году в свет выходит её автобиография и выставка в Музее дизайна в Лондоне, а уже в 1999 году Париж навсегда прощается с Шарлоттой Перриан.
Статью подготовила Зоя Ти
Исаму Ногучи, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Жан Пруве, Тадао Андо, Эйлин Грей, Другие интересные статьи