5 мая 1921 года Коко Шанель представила духи, названные ее именем и номером флакона, в который был налит понравившийся ей аромат. Коко считала, что женские духи должны пахнуть, как женщина — неуловимо.
Новый любовник
Известно, что общение Коко Шанель с мужчинами было крайне плодотворно. Как в творческом, так и в предпринимательском отношении. Великий князь Дмитрий Романов, с которым Коко познакомилась летом 1920 года в Беаррице, не стал исключением. Их недолгому роману мир обязан появлением парфюмерного бестселлера. Ведь именно благодаря князю Дмитрию Коко познакомилась с выдающимся парфюмером Эрнестом Бо, сыном служащего русского царского двора. Далее, как гласит не раз подтвержденная история, Эрнест Бо предоставил Шанель несколько проб, и она выбрала ту, что была разлита во флаконе под пятым номером. Коко считала это число для себя счастливым. И не ошиблась. Во флаконе под номером пять была лучшая из двадцати четырех разработок парфюмера.
Эрнест Бо
Дмитрий Романов
Новая техника
Коко выбрала аромат, состоящий из 80 ингредиентов. Впервые появился не конкретно цветочный, быстро улетучивающийся, а абстрактный, стойкий запах, до сих пор покоряющий мир. В прежние времена дамы пользовались духами весьма обильно, так как они был крайне не стойки. К 1920 году в парфюмерии уже применялся синтетический мускус в качестве фиксатора, что позволило уменьшить дозы, выливаемые на себя дамами. Но необычным в формуле Бо было другое. Он использовал альдегиды — синтетические вещества, полученные после восстановления жирных кислот. Большинство парфюмеров их не использовали из-за резкого запаха. Однако в сложной новой формуле Шанель № 5 альдегиды сыграли ключевую роль.
Новый запах
Творческая смелость Эрнеста Бо позволила совершить полный переворот в парфюмерии: альдегиды придавали композиции абстрактный характер. Традиционные духи с узнаваемыми, обычно цветочными или пряными запахами были заменены на сложный, неопределенный аромат, в котором самый опытный «нюхач» не мог вычленить главные компоненты. Так Шанель № 5 стала не только открытием в области парфюмерного искусства, но и необычной, модной новинкой для покупателей.
Новый дизайн Непривычный аромат требовал оригинальной подачи. «Неприродный», «нерастительный» запах позволял использовать эстетику абстрактного искусства. Сухое, лаконичное название с цифрой вполне органично сочеталось с квадратным флаконом в духе конструктивизма. Неслучайно один из первых флаконов Шанели выставлен в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Новая жизнь
Неожиданные, новые свойства сделали Шанель № 5 неотъемлемым атрибутом большинства привлекательных женщин, включая мировых звезд. Сильнее всех рекламных компаний повысил продажи духов ответ Мэрилин Монро на вопрос, в чем она ложится спать. Актриса кокетливо заметила, что в постели на ней остается только капелька Шанель № 5.
Слава этих духов была столь велика, что даже в закрытом от благ цивилизации Советском Союзе женщины знали: величайший подарок, который можно ожидать из-за границы — это легендарный черный флакон. Получали его, правда, советские модницы крайне редко, и в основном от тех поколонников, кто был близок к МИДу, Внешторгу, «Березкам» и распределителям, но знали о существовании заветного аромата все. И так же, как Монро, могли пококетничать: «Шанель № 5? О, это же мои любимые духи!» Что в свое время породило мужскую шутку: «Да у них у всех почему-то любимый именно № 5, вроде как № 4 всем мал, у № 6 — одновременно всем велик».
Задача советской модницы строга и ясна: любой ценой добыть шанель №5
Современные эксперты в области парфюмерии отмечают, что сейчас духи Шанель № 5 по-прежнему имеют много поклонниц, правда в основном среди пожилых дам, для которых Коко Шанель остается эталоном женственности ХХ века.