Connect with us

Hi, what are you looking for?

kaupa.rukaupa.ru

Познавательное

Пон-дю-Гар — отголосок величия Римской Империи

Пон-дю-Гар — отголосок величия Римской Империи

Этот древнеримский акведук простоял уже более двух тысячелетий и является своеобразным памятником прошлого, констатирующим величие размаха, масштабов строительства того времени!

Запись относится к месту: Франция

Сегодня Пон-дю-Гар, или, если переводить с французского, Мост через (реку) Гар является самым высоким из сохранившихся до нашего времени древнеримских акведуков и, при этом, самым огромным из когда-либо возводимых римлянами сооружений такого рода. Река кстати носит название Гардон, просто раньше её называли более упрощённо — Гар)

Как бы удивительно это не было, громадина Пон-дю-Гара достигает в высоту 48,77 и в длину 275 метров — представьте себе 16-этажный дом и тогда эти “сухие” габариты моста заговорят с вами на человеческом языке) Но, как бы там ни было, такая монументальность не помешала акведуку простоять более двух тысяч лет, хотя эта глубокая долина известна своими ураганными ветрами, а весной темная спокойная река превращается в бурные потоки воды, заливающие окрестности. А может быть такая конструкция даже помогла ему — под собственным весом сооружению просто некуда было деться)

К тому же, к изумлению ученых, выяснилось, что несущей частью моста является только одна из шести нижних арок. Более того, Пон-дю-Гар сложен из шеститонных камней, так плотно пригнанных друг к другу, что его строителям не понадобился даже известковый раствор. Конечно, скорость местных ветров могла бы создать небольшие трещины в швах каменной кладки, и тогда началось бы постепенное разрушение моста, но этого не случилось, поскольку Пон-дю-Гар имеет двукратный запас прочности.

Римляне знали, как рассчитывать вес каменной кладки, но не умели точно определять нагрузки, вызываемые ветром, так что в случае Пон-дю-Гара этот самый запас прочности и помог сооружению пережить 20 веков.

Этот гигантский мост был частью 50-километрового водопровода, снабжавшего питьевой водой древнейший на нынешней французской территории римский город Ним. Мост надежно функционировал почти четыре столетия и являлся одним из основных звеньев акведука в Ниме.

Возведён Пон-дю-Гар был в 19 году до н.э. при Марке Агриппе, друге и зяте императора Августа, хотя некоторые исследования свидетельствуют о том, что строительство велось в середине I века н.э.

Пон-дю-Гар состоит из аркад, расположенных тремя ярусами. Шесть арок образуют нижний ярус, одиннадцать — средний, и тридцать пять составляют верхний ярус, непосредственно по которому и пролегает водопровод.

Как показали современные подсчеты, благодаря акведуку каждый из 50 тысяч жителей Нима мог расходовать по 400 литров воды ежедневно. По городу вода расходилась по трубам, изготовленным из свинца. О том, что этот металл опасен для здоровья, уже знали, но мирились с данностью, поскольку из-за повышенной жесткости воды стенки труб вскоре всё равно покрывались защитным слоем кальция. А вот стены и дно канала были экологически чистыми — их построили из камня и облицевали розоватой мальтой (гладкой, водонепроницаемой смесью извести, свиного жира и млечного сока незрелых фиговых плодов) — своеобразным латексом того времени.

Перепад высот между источником, снабжавшим водопровод, и бассейном в Ниме был равен всего 17 метрам, так что, проектируя туннели и мосты, которые должны были стать частью акведука, римским строителям приходилось заботиться о ничтожно малом среднем уклоне по трассе водоканала, не превышающем 34 см на 1 км! Такой уклон незаметен для глаз, поэтому даже небольшая ошибка строителей могла привести к застою бегущей воды, но римские строители предусмотрели не только это, они учли опасность переполнения канала, способ его чистки и многие другие тонкости, незаметные непосвященным. Кстати, до сих пор остаётся загадкой, как римлянам удалось так точно всё рассчитать — ведь математические формулы, которые и в наши дни применяются при строительстве водопроводов с подачей воды самотеком, были выведены только в XIX веке!

После падения римской империи акведук пришел в запустение, а его стенки покрылись толстыми отложениями кальция. К VIII веку Пон-дю-Гар оказался практически выведенным из строя. Со временем войны и землетрясения разрушили многие участки акведука, а люди выламывали его части для своих нужд.

Пон-дю-Гар особенно сильно пострадал в средние века, когда какому-то умнику пришла в голову идея сузить опоры второго яруса, чтобы освободить пространство для продвижения людей и крупногабаритного транспорта. Этим путем пользовались до тех пор, пока в 1747 году рядом не возвели современный мост.

Пон-дю-Гар был надлежащим образом восстановлен только в 1855 году, когда Наполеон III наконец-то распорядился о проведении его тщательного ремонта.

Мост находится вдалеке от общепринятых туристических маршрутов, так что людей здесь бывает мало, а те, которые всё-таки оказываются около акведука — стараются запечатлеть его в памяти во всех подробностях. С 1985 года Пон-дю-Гар находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО

You May Also Like

Наука и технологии

Промышленные дизайнеры и психологи из Университета Кампании в Италии провели исследование, в ходе которого изучили влияние окружающей среды на восприятие вкуса продуктов. Об этом...

Познавательное

Выглядя как римский Колизей, эта недостроенная башня доминирует над горизонтом шотландского города Обан на протяжении более 100 лет. Незавершенная Башня Маккейга — лишь малая...

Познавательное

Landkreuzer P. 1000 Ratte — концептуальный сверхтяжелый танк, который разрабатывался нацистской Германией во время Второй мировой войны. Однако дальше стадий планирования и проектирования дело...

Познавательное

Рани-Ки-Вав — ступенчатый колодец 11 столетия, расположенный в индийском городе Патан на берегу реки Сарасвати. Считается, что колодец был построен Удайямати, овдовевшей Королевой Бхимдева...

Copyright © 2020 ZoxPress Theme. Theme by MVP Themes, powered by WordPress.