Корабли не должны тонуть, но иногда невольно возникает вопрос, какие чудодейственные силы удерживают судно на плаву. SS Baychimo был таким кораблем. В течение почти четырех десятилетий после того, как его бросили, это 1300-тонное грузовое судно плавало по Арктике без топлива и экипажа, пока не исчезло чуть более пятидесяти лет назад. Но некоторые считают, что корабль все еще дрейфует среди замерзших айсбергов.
SS Baychimo был спущен на воду в 1914 году, первоначально как Ангерманельфвен в честь одной из самых длинных рек Швеции, Ангерман. Он был спроектирован и построен шведскими судостроителями Lindholmens для немецкой компании, базирующейся в Гамбурге. Судно имело стальной корпус длиной 70 метров и приводилось в движение паровой машиной.
Ангерманельфвен использовалась ее немецкими владельцами как торговое судно в Балтийском море, курсируя между Гамбургом и Швецией до начала Первой мировой войны. После войны он был передан британскому правительству в качестве военных репараций Германии и был приобретен компанией Hudson’s Bay в 1921 году, после чего переименован в Baychimo. Базируясь в Ардроссане, Шотландия, Байчимо совершал обычные поездки через Северную Атлантику между своим портом приписки и Канадой, посещая торговые посты и собирая шкуры.
В 1923 году Байчимо был назначен другой маршрут, на этот раз в Западной Арктике, между Ванкувером и постами вдоль Юкона и северного побережья Северо-Западных территорий. Помимо перевозки грузов, Байчимо иногда брал пассажиров, но, поскольку по закону судну не разрешалось перевозить людей, эти океанские путешественники были внесены в состав экипажа и должны были работать на корабле в обмен на комнату и поездку домой.
В конце сентября 1931 года, возвращаясь в Ванкувер, SS Baychimo столкнулся с неожиданной метелью возле мыса Барроу на северном побережье Аляски, где оказался в ловушке паковых льдов. Стало очевидно, что команде придется перезимовать в Арктике, но поскольку Байчимо нельзя было отапливать всю зиму, команда решила покинуть корабль и разбить лагерь недалеко от города Барроу. В течение октября и большей части ноября некоторые люди возвращались на корабль каждый день, чтобы расчистить лед с важного оборудования.
24 ноября ударила сильная метель, и когда она утихла, моряки обнаружили, что «Байчимо» исчез. Капитан и команда предположили, что судно затонуло, но вскоре они получили известие, что инукийский охотник видел корабль примерно в 72 км к югу от их лагеря. Члены экипажа выследили судно, но решив, что оно вряд ли переживет зиму, вынули из трюма самые ценные меха и в последний раз покинули Байчимо.
Капитан Корнуэлл и оставшаяся команда вылетели обратно в Ванкувер, и компания списала судно и незначительный груз, как потерю. Вскоре после этого Baychimo был замечен примерно в 480 км к востоку от места списания. В следующем году его снова видели плавающим у берегов Аляски. В последующие десятилетия многие люди видели Baychimo по всей Арктике, мирно дрейфующим в холодных водах.
Как известно, самым популярным кораблем-призраком считается Летучий Голландец, о существовании которого до сих пор ведутся жаркие споры.
Много раз на него садились исследователи, или экипажи проходящих кораблей. Однажды на Байчимо поднялась группа коренных жителей Аляски, которые на 10 дней оказались в ловушке на борту из-за ужасного шторма. В 1969 году, через 38 лет после списания, SS Baychimo нашли запертым среди льда в море Бофорта, между мысом Барроу и мысом Айси у северо-западного побережья Аляски. Это было последнее зарегистрированное наблюдение Байчимо.
Спустя почти четыре десятилетия, в 2006 году, правительство Аляски начало работу над проектом по поиску Байчимо, а также около 4000 кораблей, пропавших без вести вдоль побережья Аляски. Поиск ничего не дал.
Если предположить, что Baychimo затонул вскоре после его последнего наблюдения, это все равно делает его одним из самых знаменитых кораблей-призраков в мире. Корабли редко выживают так долго без людей, особенно среди сокрушительных глыб льда. Более чем вероятно, что когда-то непотопляемый корабль-призрак сейчас лежит на холодном илистом дне Северного Ледовитого океана. Таким образом, пропажа судна так и остается одной из неразгаданных тайн океана, о которых я советую вам прочесть в специальной ленте на LifeGlobe.
