Слово «ан-никах» в Шариате означает «заключение договора (по-арабски: «акд») между мужчиной и женщиной для получения удовольствия друг от друга, создания хорошей семьи и формирования здорового союза».
В каждой нации и народности существуют свои обычаи и традиции проведения свадебной церемонии. Поэтому считаю уместным, описать здесь свадьбу, соответствующую нормам шариата и то, что говорит по этому поводу в хадисах Посланник Аллаха (с.а.с.), о том, чтобы свадьба стала причиной довольства Всевышнего и проявлением покорности и повиновения Ему.
Помолвка и добрачные отношения
Согласно шариату помолвка – это показ мужчины и девушки друг другу, которые собираются жениться. Это является Сунной и совершается до акта бракосочетания. При помолвке определяется мнение попечителя девушки и ее самой: выясняется согласна ли она выйти замуж за данного мужчину или нет. Согласие обеих сторон обязательно в Исламе.
С целью выбора спутника жизни, Ислам разрешает жениху и невесте видеться друг с другом. Но они должны учитывать и принимать во внимание следующие условия:
а) мужчине разрешается смотреть на лицо и кисти рук девушки, которую он намерен взять в жены, так как лицо и руки раскрывают физиологические особенности: здоровье, красоту и т.д. Допускается наблюдать за ее поведением. С этой целью Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел смотреть на свою будущую жену;
б) разрешается разговаривать во время помолвки, т.е. выразить намерения обеих сторон (но без лишних, посторонних разговоров);
в) пожимать невесте руку и обнимать ее до акта бракосочетания жениху не разрешается;
г) жених с невестой не могут общаться и оставаться в одном помещении в уединении.
В настоящее время в некоторых семьях принято встречаться жениху с невестой наедине, якобы узнать друг друга лучше. Это в корне противоречит установкам Ислама. Статистика показывает, что семьи, где жених и невеста до заключения брака не проводили подобных встреч, намного устойчивее и менее подвержены распаду.
Махр (подарок невесте)
При вступлении в брак супруг выплачивает жене махр (букв. выкуп). Определить махр при бракосочетании, даже если он совсем мал, является Сунной, и его уплата установлена законом лишь как подарок для невесты. Если же он не определен в брачном договоре, акт бракосочетания все равно считается действительным.
Следует отметить, что отождествление махра с калымом, который представляет собой выкуп за невесту, выплачиваемый ее семье, ошибочно. Из-за его внешнего сходства с махром, калым, являющийся пережитком древних обычаев, сохранился у многих народов и после принятия Ислама. Махр же принадлежит только жене, и его выплата является обязательным условием для мужа.
Махром может быть любое имущество. Согласно Сунне рекомендуется, чтобы он составлял не менее 34 и не более 1700 граммов серебра. Поэтому, по мнению многих ученых, если мужчина назначит махр меньше 34 граммов серебра, жена все-таки должна получить 34 граммов полностью. И если сумма, назначенная ей брачным договором, так мала, что не может считаться махром, то это равносильно его полному отсутствию. С другой стороны, приравнивать этот случай к тому, когда махр совсем не назначается, нельзя, так как иногда может случиться так, что женщина даст мужчине согласие стать его супругой без всякого махра, из одной лишь любви к нему.
Однако имам аль-Бухари (р.а.) приводит следующие слова Пророка (с.а.с.): «Найди, даже если это будет железное кольцо (для махра)».
Из этих слов мы видим, что для неимущего, бедного человека махр может быть заменен даже простым железным кольцом, и это лучше, благоразумнее, нежели остаться без семьи и детей.
Известен такой случай. Пророкс.а.с.) поженил одного из своих сподвижников на одной мусульманке. Когда у этого человека не оказалось ничего для махра, Пророк (с.а.с.) спросил о том, знает ли он что-нибудь из Корана наизусть. Тот ответил, что знает некоторые суры, и Пророк (с.а.с.) велел ему жениться на этой женщине, отдав ей то, что знает из Корана. Основываясь на этом, ученые вынесли решение, что, поженившись таким образом, человек должен обучать свою жену Корану. Все это допускается только в том случае, если женщина будет согласна с таким махром.
Махр фиксируется при обоюдном согласии сторон, независимо от того, каким он является по характеру, размеру и сроку исполнения. Если жених и невеста не могут договориться о махре, то его может определить тот, кто совершает акт бракосочетания. В таком случае махр будет такой, какой определяется женщинами в данном регионе.
Если махр вовсе не упоминался во время брачного договора, то он устанавливается в размере, равной минимальной величине, принятой в данной местности. При этом учитывается возраст, ум, красота, воспитание, целомудрие и непорочность невесты.
Девушке нежелательно назначать большой махр, который может поставить супруга в затруднительное положение. В хадисе сказано, что лучшая из женщин это та, которая и сама красива, и назначает легкий махр.
Целью организации свадебных торжеств является объявление людям о предстоящем бракосочетании. Само же объявление состоит из двух частей: подачи свадебного угощения и песнопений в сопровождении бубна.
Свадебное угощение рекомендуется и является желательным. Организовать угощение можно сразу после акта бракосочетания (никяха).
Независимо от социального положения новобрачного, следует пригласить на свадебные торжества родственников, соседей, богобоязненных друзей и знакомых мусульман.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «..устраивай свадебное угощение, хотя бы зарезав барана» (Муслим).
Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) отмечает, что если б жених пригласил на свою свадьбу гостей, то для него: «Еда в первый день — обязанность, на второй день — Сунна, а на третий день — добрая слава…» (ат-Тирмизи)
Человек, приглашенный на свадьбу, должен принять приглашение, если для отказа нет уважительных причин. К примеру, если приглашенный знает, что на свадьбе будут нарушены предписания шариата (спиртное, парные танцы и т.п.), тогда ему не следует идти туда. Однако если ему известно, что в его присутствии нарушений не допустят, он обязан участвовать в торжествах.
Петь и играть в бубны на свадьбе также является Сунной. Однако, каким должно быть пение? Можно петь песни и декламировать стихи, в которых нет слов о распутстве и пошлости.
Можно рассказывать веселые истории, шутить, припоминать о славе и героизме благочестивых предков, также петь песни, призывающие людей к добру. Разрешается танцевать, при этом мужчины и женщины должны веселиться отдельно друг от друга. Все это должно происходить без принятого ныне приглашения музыкантов и певцов.
Мудрость объявления о бракосочетании окружающим заключается в том, что всем становится известно, что данная пара с этих пор является законными супругами и дать им знать, что нечто, ранее запретное, для каждого из молодоженов стало разрешенным, а также нечто разрешенное — запретным. Ведь, как известно, брачный договор разрешает супругам интимные отношения, а мать невесты становится для жениха запретной (т.е. ему уже никогда нельзя на ней жениться) так же, как и отец жениха для невесты.
Богоугодным делом считается и поздравление новобрачных. При поздравлении необходимо стараться подбирать изящные, красивые слова и выражения и произносить их искренне. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поздравлял таким образом:«Пусть Аллах благословит тебя и твой брак и сеет среди вас добро» (Муслим).
При поздравлении хорошо преподнести подарок, пусть даже и незначительный, так как, по словам пророка (с.а.с.), подарки увеличивают любовь друг к другу и смягчают сердца.
Несколько слов следует сказать о передаче невесты в дом жениха. Поскольку это очень важный момент в свадебном процессе, каждый из супругов должен соответствующим образом подготовиться к нему. С этого момента жених становится мужем, ответственным за свою семью, а невеста, из капризной девчонки превращается в ответственную жену, благодаря чему каждый из них узнает о том, что им предстоит и какова доверенная им ответственность.
Никах – это принятые в исламе брачные отношения. Традиционно проходит в мечети, для проведения обряда муллу так же зовут домой. Брак в исламе основан на принципах гласности, т.е. тайнобрачие трактуется как распутство. Никах не имеет никакой юридической силы, как правило после него в скором времени проходит регистрация в ЗАГСе. Нельзя находиться в близких отношениях до никаха, так же жить вместе.
Обязательные условия необходимые для заключения никаха:
1. Отсутствие близких родственных связей.
2. Заключенный брак не должен быть ограничен временем.
3. Присутствие свидетелей на церемонии бракосочетания.
4. Обоюдное согласие и право свободного выбора жениха и невесты.
5. Публичное соглашение брачного союза.
6. Необходимость выплаты махра (свадебного подарка со стороны жениха).
7. Присутствие опекуна со стороны невесты (может выступить отец или дядя по отцовской линии, или брат). В идеале должны присутствовать родители с обеих сторон, так как без их обоюдного согласия никах не может быть, если же они не могут присутствовать по уважительным причинам, мулла должен быть уведомлен их согласием (в письменном виде или должны подойти до того) заранее.
В свидетели берутся как минимум двое мужчин. Можно брать одного мужчину и двух женщин – это тоже минимум. Так как две женщины = одному мужчине по голосу. Нельзя брать в свидетели своих родителей и “обмениваться” родителями тоже нельзя, потому что после никаха они родители жениха для невесты становятся второй мамой и папой. Свидетели должны быть благочестивыми и справедливыми мусульманами, желательно соблюдающие религиозную практику, быть далекими от распутства и неверия. Свидетели должны быть зрячими и понимать язык, на котором ведется бракосочетание. Должны так же дать своё согласие на осуществление никаха. И не должны отказывать при возможности в просьбе молодой пары, если это необходимо, т.е. обязаны помогать.
Раньше на никах не давали никакого документа, сейчас же записывают в бланк к себе и молодоженам. Хотя бумага не имеет юридической силы. Туда вносятся полные имена жениха и невесты, свидетелей и так же свадебный подарок невесте от жениха, причем не только факт его наличия, но и его конкретное содержания. Он называется махр. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается имамом (в исламе духовное лицо). Желатеьно, чтобы он не был дешевле 5тысяч (это по нынешним ценам). Чаще всего это золотое украшение, которое невеста всегда должна носить с собой, это её спасёт на первое время в несчастном случае (абсолютно неважно каком), ведь золото-это деньги. Так же в документ заносится любое материальное желание, которое хочет невеста. В настоящее время это может быть что угодно, но стоить это должно не менее 10тысяч (по нынешним расценкам) Хотя все эти расценки они придуманы современностью. Чаще всего просят украшение, машину или квартиру. Вносится дата, до какого числа (года) жених должен его исполнить, чаще всего пишут от даты регистрации 5-10лет. Жених должен дать перед всеми обещание, что он это сделает.
Так же невесты и гости торжества должны быть одеты подобающе, т.е. мужчины с головным убором – тюбетейкой; женщины же в платках, с закрытой шеей, с рукавами до запястьем, с длинной юбкой и на ноги должны быть прикрыты.
Предварительно нужно определиться с числом, это обязательно, т.к. можно попасть на время постов, когда будет проходить ураза. Так же должно заранее оговориться время, т.к. в мечетях в определенный промежуток идёт молитва. Никах читается около часа. Все время молодые и гости молча сидят, потупив взор, и лишь иногда участвуют в краткой молитве. Во время проповеди мулла объясняет жениху и невесте обретаемые им права и обязанности, призывая при этом к богобоязненности в отношениях друг с другом. Спрашивает их согласия, убеждается, что они мусульмане, обычно он просит каждого из молодых прочесть молитву три раза. Завершается брачная церемониальная проповедью поздравлением новобрачных и чтением о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.
![kaupa.ru](https://kaupa.ru/wp-content/themes/zoxpress/images/logos/logo-nav-ent1.png)