Исаму Ногучи (Isamu Noguchi) родился в Лос-Анджелесе. Его отец, японский поэт Йонеджиро Ногучи (Yonejiro Noguchi), прибыл в Лос-Анджелес в начале 1900-ых. В то время среди японских интеллектуалов считалось особенно модным жить и работать в США. Спустя некоторое время, он разместил в местной газете объявление, где предлагал свои услуги в качестве переводчика. На объявление ответила молодая писательница Леони Гилмор (Leonie Gilmour). После стремительного романа Гилмор забеременела, но, ко времени рождения сына, Йонеджиро Ногучи уже вернулся в Японию.
До двух лет Исаму с матерью жили в Лос-Анджелесе, после чего Гилмор решила переехать в Токио к отцу своего ребенка. Йонеджиро Ногучи не был особенно рад их приезду, незаконнорожденный сын от американки был своеобразным позором и обузой для отца. Через некоторое время родители Исаму Ногучи окончательно расстаются, и воспитание ребенка ложится на плечи Леони Гилмор.
С 1906 по 1917 год Ногучи живет с матерью в Японии. Гилмор замечает в сыне явную склонность к творчеству и поощряет его увлечения. Ногучи устраивается подмастерьем к японскому столяру и учится работать в традиционном японском стиле. В небольшой мастерской мальчику прививают интерес и любовь к природным материалам.
В 14 лет Исаму возвращается в США, чтобы получить среднее образование и зарегистрироваться в международной школе в Индиане. Школу он заканчивает под именем Сэм Гилмор и получает приглашение изучать медицину в Колумбийском университете.
Летом 1922 года перед началом «большой университетской жизни» Ногучи устраивается подмастерьем к своему другу скульптору Гутзону Борглуму, где два месяца знакомится с азами профессии. Позже уже во время учебы в Колумбийском университете, он понимает, что его будущее – это скульптура и, переименовав себя в Исаму Ногучи, бросает медицину.
В 1924 году Ногучи берет уроки живописи и скульптуры в американской художественной школе Леонардо да Винчи и уже через три месяца организовывает свою первую выставку скульптур. Через три года в 1927 году Исаму Ногучи получает стипендию Гуггенхайма сроком на 2 года и уезжает на учебу в Париж, где полгода работает учеником у известного скульптора Константина Бранкузи. После обучения он открывает на Монпарнасе собственную студию.
В 1929 году Исаму Ногучи возвращается в Нью-Йорк, где в этом же году состоялась его первая персональная выставка в галерее Юджина Шёна (Eugene Schoen).
В 1930-32 годах Исаму совершает поездки в Париж, затем в Пекин, где изучает традиционную китайскую живопись кисточкой и тушью. После этого он едет в Японию. В Токио он пытается наладить отношения с отцом, но тот в свою очередь не стремится впускать сына в свою жизнь, хотя и знакомит его с модными писателями и художниками. Разочарованный Исаму Ногучи отправляется в Киото, где был покорен изящной простотой древних буддистских садов камней. Здесь же он увлекся работой с керамикой. И хотя Ногучи еще много раз посещал Японию и, в конечном счете, женился в 1950-м году на японской кинозвезде Ямагучи Ешико, он оставил мечты когда-либо быть принятым там. Между 1933 и 1937 годами скульптор создаёт проекты памятников и городских скульптур.
Не склонный к долгому унынию Ногучи возвращается назад в Нью-Йорк в 1937 году. Здесь он обнаруживает, что окружение воспринимает его, как очаровательного, образованного и экзотического японского американца. Видя в этом больше плюсов, чем минусов он не стремиться развенчивать эти представления. Разработанная им в 1937 году радионяня пользуется большим спросом. Его скульптуры становятся популярными у богатых коллекционеров. Он начинает тридцатилетнее сотрудничество с балетмейстером Мартой Греем и проектирует для ее постановок реквизит и декорации. В 1942-48 годах он в основном работает как театральный художник, занимается дизайном частных интерьеров и мебели.
Его наиболее известная работа Исамо Ногучи в сфере мебельного дизайна – кофейный столик, спроектированный в 1944 году и запущенный в производство мебельной компанией Herman Miller. В наше время компания Vitra переиздает его в рамках лимитированной серии. Модель входит в постоянную коллекцию Музея дизайна Vitra (Vitra Design Museum) в Германии.
После войны Исаму Ногучи получает приглашение на работу в Японию. Правительство города Гифу попросило поспособствовать реконструкции промышленности, которая была основана на производстве традиционных бумажных фонариков. Ногучи отправляется туда вместе с женой. Он разрабатывает коллекцию напольных, настольных и потолочных светильников ручной работы «Akari» (в переводе с японского – свет, яркость), придавая традиционным материалам и технологиям современное звучание. Ногучи продолжал проектировать новые светильники «Akari» в течение 1950-ых и 1960-ых годов. Светильники пользуются заслуженной популярностью и в наши дни, а современные дизайнеры довольно часто цитируют творчество Исаму Ногучи.
После 1949 года Ногучи совершает поездки по Европе, Ближнему Востоку и Японии, где открывает свою художественную мастерскую в Камакуре. Во время путешествий он увлекается художественной фотографией и графикой. В 50-е годы живёт попеременно в Японии и Нью-Йорке. Исаму Ногучи становится востребованным как ландшафтный дизайнер. После создания в1952 году мемориального сада, посвященного его отцу, Ногучи был приглашен японским архитектором Кэндзо Тангэ на разработку проекта мемориала жертвам атомной бомбы в Хиросиме «Парк Мира».
В 1956 году он начинает заниматься ландшафтным дизайном для штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже, затем с 1960 года работает над созданием садов в Йельском университете и Музее Израиля в Иерусалиме. В1961 году Исаму Ногучи переоборудовал фабрику на Лонг-Айленд-Сити, в дом и студию. И работает попеременно то в США, то в Японии. Параллельно с основной работой он занимается реставрацией древних буддистских каменных садов, которые он так полюбил в Киото.
В 1966 году Ногучи создает фонд «Akari» с целью обмена художниками между США и Японией.
В 1968 году в Музее Уитни в Нью-Йорке проходит выставка – ретроспектива его работ и издается автобиография «Мир скульптора».
С 1971 по 1979-е года Ногучи периодически работает в скульптурной мастерской на японском острове Сикоку, самом пустынном острове Японии. Параллельно ведутся работы по созданию Бэйфронт-парка в Майами.
В 1980 году скульптор создаёт фонд Isamu Noguchi Foundation, а с 1981 по 1985 год руководит ведением Сада – Музея Исаму Ногучи (Isamu Noguchi Garden Museum) на Лонг –Айленде в Нью-Йорке.
В 1984 году Ногучи удостоен звания почётного доктора Колумбийского университета, в 1987-м награждён Национальной медалью искусств президента США, а в 1988 году он получает в Японии Орден Священного сокровища третьего класса. Данный орден имеет восемь степеней, им награждаются лица, оказавшие исключительные услуги государству.
Его последний проект для Парка Моэрэ Нума (Moere Numa Park) в Саппоро был разработан в 1988 году незадолго до смерти. Парк был достроен и открыт для публики в 2004 году.
Исаму Ногучи умер 30 декабря 1988 в возрасте 84 лет в Нью-Йорке, оставив после себя огромное культурное наследие. Его работы будь то скульптура, мебель, светильники или ландшафтный дизайн оказали огромное влияние на современное поколение архитекторов и дизайнеров.
На сайте www.noguchi.org/noguchi/works/worldwide вы можете найти путеводитель по всем работам Исаму Ногучи в мире.
Статью подготовила Зоя Ти
Жан Пруве, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Шарлотта Перриан, Тадао Андо, Эйлин Грей, Другие интересные статьи