Хадж – это паломничество к святым местам Мекки – ключевой и единственный столп ислама, который проводится строго в определенное время в одном единственном месте — лишь на территории Мекки. Паломничество к Дому Аллаха должен осуществить каждый мусульманин хотя бы раз за свою жизнь, если у него есть для этого финансовые возможности и позволяет здоровье
История Хаджа
Хадж в дословном переводе означает — «направиться куда-то». В исламе это слово наделено несколько другим значением – это постоянное ежегодное паломничество мусульман в Мекку для осуществления религиозных обрядов по предписаниям пророка Мухаммада
Самые первые обряды хаджа были введены Господом в период пророка Ибрахима (Авраама). Ему доверили возвести Каабу – дом Бога. Он взялся за дело вместе со своим сыном Исмаилом в городе Мекка. Вот что Господь говорил о Каабе:
«Вот Мы указали Ибрахиму (Аврааму) на место Дома (Каабы): «Ничего не приобщай ко Мне в сотоварищи и очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход, выстаивает намазы, кланяется и падает ниц» (Коран 22:26)
Закончив строительство священной Каабы, пророк Ибрахим снова приходил сюда ежегодно для совершения обрядов хаджа. После его смерти Исмаил следовал примеру отца. Но проходили годы, постепенно и цель, и форма хаджа были утрачены. Идолопоклонство шаг за шагом вытеснило религию Аллаха с Аравийского полуострова. Кааба уже не являлась символом единобожия и превратилась в обитель идолов, количество которых превышало 300
Пророк Мухаммад не только очистил Каабу, но и восстановил древние обряды хаджа, которые были введены во времена Ибрахима. Особые предписания Корана были ниспосланы для устранения ложных обрядов, использующихся в доисламский период. Господь установил запрет на все постыдные и безобразные процессы, ранее допускавшиеся в обрядах:
«Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа…» (Коран 2:197)
О печальном обычае выливать кровь жертвенных животных на стены Каабы и развешивать их мясо на алтарях Господь четко и ясно сказал:
«Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность…» (Коран 22:37)
Пророк так же искоренил обычай обходить Каабу в обнаженном виде. Господь задал всего один вопрос, которым сразу же заставил подчиниться идолопоклонников:
«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам?» (Коран 7:32)
Таким вот образом, все доисламские традиции, основанные на неведении, были отменены, и хадж снова стал проявлением набожности, страха перед Господом, чистоты, разумного поведения и простоты. С этих пор взору паломника уже не открываются балаган, веселье и вольности, которые когда-то приходилось созерцать. В наши дни паломничество – это поминание Господа и жертвоприношение только Ему
Порядок совершения хаджа.
Обращение в ихрам. После прохождения миката (это особые места, обозначающие границу территории, внутрь которой верующие, с разных концов света прибывающие в Харам-и Шариф, не могут пройти, не обратившись в состояние ихрам), мусульманин молится и произносит специальное обращение к Аллаху (тальбийа): «Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, хвала Тебе, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!» С этого момента верующий считается вошедшим в состояние ихрама.
7-й день зуль-хиджа — устраивается первый обход вокруг Каабы паломники входят в мечеть Масджид аль-Харам. босыми, с правой ноги через Врата мира (Баб ас-Салам) и проходят к «черному камню»: они целуют его или касаются рукой (обряд такбиль), после чего подносят руку к губам и глазам (истилам). В 7-й день зу-ль-хиджжа в Запретной мечети читается проповедь (хутба), повествующая об обязанностях паломников, совершающих хадж.
8 зуль-хиджжа. Паломники по новой облачаются в ихрам и объявляют о своем намерении совершить таваф (обход вкруг Каабы) и сай. Сай -это семикратный бег между холмами Сафа и Марва. После этого, ранним утром, произнося талбийу, идут к долине Мина. Там они ночуют. Этот день называется йаум ат-тарвийа так как паломники заготавливают запасы воды перед дорогой к горе Арафат. Они направляются к священному колодцу Зам-Зам и дважды берут из него воду: сначала её пьют, а затем омывают своё тело с головы до ног.
Лагерь для паломников в Мине.
Лагеря в Мине разделены между странами.
Палаточный город в Мине.
Паломники в Мине ночью.
9 зуль-хиджжа. Паломники отправляются к горе Арафат, где объединяют молитвы аср и зухр. До заката солнца люди молятся здесь ради прощения грехов.
Этот обряд называется вукуф, или день стояния.
В долине Арафат паломники слушают проповедь (хутбу) и воздают мольбы Аллаху: «Здесь я служу Тебе, Господи!» Эта молитва читается многократно и громким голосом
Вечером паломники идут к долине Муздалифа, объединив вместе молитвы Магриб и иша. Здесь паломники проводят ночь, собирают камешки для обряда побивания камнями.
Сон на Муздалифе.
10 зуль-хиджжа. Паломники возвращаются в долину Мина, где бросают семь камней, подобранных в Муздалифе,в последний из трех столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий Сатану, который по преданию преграждал путь Ибрахиму, направляющемуся на молитву. Совершая этот обряд, мусульмане мысленно посвящают себя Аллаху и обещают приложить максимум усилий для изгнания бесов из своей души
Мост Джамарат с высоты.
Мост Джамарат.
Побивание дьявола камнями.
Люди покидают мост Джамарат.
Затем паломники совершают жертвоприношение, и вновь обрезают или бреют волосы, после чего направляются в Мекку (те, кто не совершил сай 8 зу-л-хиджжа, могут сделать это 10) и снова возвращаются в Мину. Этот день называется йаум ан-нахр, или день жертвоприношения.
KFC ресторан в Мекке.
11 зуль-хиджжа. Паломники молятся в долине Мина и бросают камни в каменные изваяния. Этот день в следующие два дня называется йаум ат-ташрик, что буквально означает «день вяленого мяса».
На фото Паломники заполонили улицы и окрестности мечети Харам во время дневной молитвы.
12 зуль-хиджжа. Паломники молятся в долине Мина и бросают камни в каменные изваяния. Затем они возвращаются в Мекку и совершают таваф, пьют воду из источника Замзам. На этом хадж завершается.
А вот и сам колодец ЗамЗам:
Карта места, где происходит Хадж.
Охранная служба Хаджа.
Подсчет паломников.
Транзитом через Хадж.
Паломники на крыше великой мечети.
Харам Шариф.
Кааба.
Таваф 2009.
Золотые двери Каабы.
Черный камень в Каабе.
Хадж отмечает три очень важных события в истории ислама: прощение и воссоединение Адама и Хаввы (Евы) после их изгнания из Рая, принесение в жертву пророком Ибрахимом (Авраамом) своего сына Исмаила и жизнь Пророка Мухаммеда как пример смирения и покорности Всевышнему.
Главное, что дает Хадж верующим, — это довольство Всевышнего Аллаха, так же любовь и взаимопонимание между мусульманами, приехавшими со всех концов света. На самом деле Хадж, являющийся проявлением бесконечной милости Аллаха, проходит в благословенной, незабываемой обстановке и братстве мусульман, объединенных общим чувством глубокого упоения веры. Там множество людей, приехавших из разных стран, говорящих на разных языках, имеющих разный цвет кожи, отличающихся своими обычаями и традициями, обнаруживают превосходное единство возле Каабы. Любовь и чувство веры, преобладающие в сердцах, преодолевают все внешние различия и, сплачивая мусульман, соединяют их сердца как будто в одно общее сердце. В умиротворении и радости единства сердец возникает прекрасное религиозное братство
Поэтому Хадж — не только один из столпов Ислама, а еще и поклонение, укрепляющее нравственную, социальную и политическую стороны этой религии.