Михаил Афанасьевич Булгаков
Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской) (1869—1922).
18 августа 1900 Михаил Булгаков поступил в приготовительный класс Второй киевской гимназии, а 22 августа 1901 — в первый класс Первой киевской мужской Александровской гимназии. 14 марта 1907 от нефросклероза умер отец Михаила Булгакова. В мае 1909 Булгаков окончил Первую Александровскую гимназию, а 21 августа был зачислен студентом медицинского факультета Киевского университета. 26 апреля 1915 в Киево-Подольской церкви Николы Доброго состоялось венчание Михаила Булгакова с Татьяной Николаевной Лаппа, дочерью управляющего Казенной палаты, с которой Михаил познакомился еще в 1908 (саратовская гимназистка приезжала в Киев на каникулы).
Афанасий Иванович Булгаков
С лета 1917 началось регулярное употребление Булгаковым морфия: после того, как он вынужден был сделать себе прививку от дифтерита, опасаясь заражения вследствие проведенной трахеотомии у больного ребенка, начавшийся сильный зуд стал заглушать морфием; в результате употребление наркотика вошло в привычку. 18 сентября 1917 Булгаков, получивший удостоверение Сычевской уездной земской управы о том, что «зарекомендовал себя энергичным и неутомимым работником», был переведен в Вяземскую городскую земскую больницу заведующим инфекционным и венерическим отделением. Осенью 1917 Михаил Булгаков начал работу над циклом автобиографических рассказов о медицинской практике в Никольской больнице. В декабре 1917 впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача Н.М. Покровского (прототип профессора Преображенского из повести «Собачье сердце»).
Кадры из фильма “Собачье сердце”
Шариков
“А ну, дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку!”
“Айседора Дункан может обедать в гостиной, а оперировать в ванной. Но я — не Айседора Дункан.”
Из «Письма правительству СССР» Михаила Булгакова от 28 марта 1930 года: «Произведя анализ моих альбомов вырезок, я обнаружил в прессе СССР за десять лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них: похвальных — было 3, враждебно-ругательных — 298. […] Писали «о Булгакове, который чем был, тем и останется, новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной на рабочий класс и его коммунистические идеалы» («Комс. правда», 14/X-1926г. ).Я не доказываю с документами в руках, что вся пресса СССР, а с нею вместе и все учреждения, которым поручен контроль репертуара, в течение всех лет моей литературной работы единодушно и с необыкновенной яростью доказывали, что произведения Михаила Булгакова в СССР не могут существовать. И я заявляю, что пресса СССР совершенно права. […] Я ПРОШУ ПРАВИТЕЛЬСТВО СССР ПРИКАЗАТЬ МНЕ В СРОЧНОМ ПОРЯДКЕ ПОКИНУТЬ ПРЕДЕЛЫ СССР В СОПРОВОЖДЕНИИ МОЕЙ ЖЕНЫ ЛЮБОВИ ЕВГЕНЬЕВНЫ БУЛГАКОВОЙ. Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу. Если же и то, что я написал, неубедительно, и меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу Советское Правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссера.”
Среди произведений : «Наброски земского врача» (1919; ранняя редакция цикла «Записки юного врача»), «Самооборона» (1920; пьеса-юмореска в одном действии; премьера — 4 июня 1920 на сцене Первого Советского театра Владикавказа), «Братья Турбины («Пробил час»; 1920; драма; премьера — 21 октября 1920 в Первом Советском театре Владикавказа), «Багровый остров» (1924, постановка 1928, комедия), «Дьяволиада» (1925, сборник сатирических рассказов), «Роковые яйца» (1925, опубликована в 1987, сатирическая фантастическая повесть), «Собачье сердце» (1925, опубликована в 1987, сатирическая фантастическая повесть), «Записки юного врача» (1925-1926), «Белая гвардия» (1925-1927, роман), «Дни Турбиных» (1925-1927, пьеса по мотивам романа «Белая гвардия», поставлена в 1926), «Рассказы» (1926, сборник сатирических рассказов и фельетонов), «Трактат о жизни» (1926, сборник сатирических рассказов и фельетонов), «Зойкина квартира» (постановка 1926, комедия), «Бег» (1926-1928, пьеса поставлена 1957), «Мастер и Маргарита» (1929-1940, опубликован в 1966 — 1967, философский роман), «Кабала святош» («Мольер», 1930-1936, постановка 1943, историческая драма), «Жизнь господина де Мольера» (1932-1933, опубликована 1962, биографическая повесть), «Последние дни» («Пушкин», 1934-1935, постановка 1943, историческая драма), «Театральный роман» («Записки покойника», 1936-1937, опубликован в 1965, не окончен, ироническая парафраза истории МХАТа 1920-х годов)
Из произведений
“Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…”
(“Мастер и Маргарита” Воланд)
“Помилуйте, королева, разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!”
Азазелло
“Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят ты, хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.”
Гелла и кот Бегемот
В одном из самых тихих закутков Новодевичьего кладбища возвышаются два надгробия, стоящие друг напротив друга. Вернее, в небеса смотрит только одно, другое настолько мало, что на нём еле-еле уместилось табличка с именем усопшего. А вот имя, которое написано на чёрном камне, действительно возвышается. Однако дело совсем не в памятниках, а в их истории. И Гоголя и Булгакова называют самыми знаменитыми русскими мистиками, хотя, конечно, ограничивать их достижения лишь аномалиями нельзя. Но не только общий жанр навеки связал двух классиков. Булгаков умер в 1940 году. В своём завещании он указал, чтобы на его могиле был поставлен камень. Но где же было Елене Сергеевне, вдове, взять денег на камень?
Булгаков никогда не был любимчиком советского правительства, в отличие от «ручных» писателей партии. Так что Михаил Афанасьевич и его семья всю жизнь прожили в некой опале, порой существовали на грани нищеты. Прошло семнадцать лет. Уже совсем пожилая Булгакова всё не оставляла надежду исполнить волю мужа. А в 1957 году на Новодевичье кладбище перевезли тело Гоголя. На его могилу поставили новый роскошный памятник, а старый, из чёрного базальта, просто разломали и выкинули. А через некоторое время его обнаружила Елена Сергеевна, блуждавшая по кладбищенской свалке в поисках именно камня.
Увидев кусок чёрного блестящего базальта, напоминающий силуэт знаменитого кота Бегемота, вдова писателя попросила установить на могиле Булгакова этот сверкающий обломок. Вот так и получилось, что нынешний памятник Булгакову – это прежний памятник Гоголю. Парадоксально, что оба мистика покоятся друг напротив друга. Остаётся только добавить, что Гоголь был любимым писателем Булгакова. От него Михаил Афанасьевич и принял свой последний подарок.
“Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!” (Воланд)
“Настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.”