Великий финский архитектор и дизайнер Алвар Хуго Хенрик Аалто (фин. Hugo Alvar Henrik Aalto) родился 3 февраля 1898 в семье инженера-геодезиста в городе Куортан. Детство и юность провел в деревне Алаярви, где и построил свое первое здание – дом для родителей. В 1916 году поступил в Политехнический институт города Гельсингфорса, но в 1918 году был вынужден прервать учебу из-за «финской гражданской войны», в которой принимал активное участие на стороне «белофиннов».
В 1921 году закончил институт и получил диплом архитектора. В 1924 женился на Айно Марсио (позже взяла фамилию мужа), тоже архитектора по образованию. Их взаимоотношения строились на общности взглядов со студенческих лет. Айно была постоянным соавтором Алвара Аалто вплоть до своей кончины в 1949 году.
В 1928–1930 годах Алвар Аалто спроектировал и построил первое крупное здание, которое обрело известность за пределами Финляндии – типографию для газеты «Турун-саномат» в Турку.
С 1928 по 1933 год Аалто работает над проектом и строительством туберкулезного санатория в Паймио. Чистота формы и смелость концепции принесли архитектору признание и известность.
При строительстве городской библиотеки в Вийпури (ныне Выборг) в 1933 – 1935 годах Аалто наряду с металлическими и железобетонными конструкциями использует дерево. Яркой деталью здания стал волнообразный деревянный потолок.
Постепенно Аалто вырабатывает свой собственный стиль, отличительными чертами которого становятся волнообразные стены, односкатные крыши, использование древесины и кирпича.
До 1933 года Алвар Аалто работал в Турку, затем переехал в Хельсинки.
В 1935 году четыре молодых идеалиста Альвар и Айну Аалто, Маир Галличсен (Maire Gullichsen) и Нильс-Густав Хал (Nils-Gustav Hahl) открывают фирму «Artek».
Основатели «Artek» пропагандировали новый вид окружающей среды для повседневной жизни, это касалось как градостроительства, архитектуры, так и дизайна интерьеров. Предметы интерьера, разработанные Аалто, становились образцами современного стиля и финского дизайна. Классикой стали кресла из гнутой фанеры и «стул 60» – легкие складывающиеся один на другой табуреты. Эти предметы отражают стремление Аалто к практичности и органическим формам.
Сейчас «Artek» принадлежит частной шведской инвестиционной компании Proventus AB. Фирма бережно относится к наследию и философии жизни Алвара и Айны Аалто, большинство моделей разработанных Аалто выпускаются до сих пор и пользуются огромным спросом. Так же современный «Artek» поддерживает Музей и Фонд Альвара Аальто.
Альвар Аальто и органический дизайн
Воспитанный в «озерном крае» Аалто через все свое творчество проносит идею гармоничного объединения современных технологий, функциональности, природной красоты и лаконичности, будь то планировка целого города, окружающий отдельное здание ландшафт, внутренняя отделка помещений или предметы интерьера.
Являясь, одним из основателей органического дизайна, Аалто был убежден, что использование натуральных материалов – это способ удовлетворить не только потребительские, но и психологические потребности потребителя. Так же Аалто уделял большое внимание организации освещения. В его проектах свет, будь это солнечный свет или искусственная подсветка, формирует пространство и служит мощным инструментом воздействия на эмоции человека.
Верный своим принципам, Аалто при возведении целлюлозного комбината в Суниле и прилегающего рабочего поселка (1936–1939; 2-я очередь 1951–1954) проявляет себя как весьма дальновидный и экологически чуткий градостроитель.
Алвар Аалто придерживался принципов европейского модернизма, умело сочетая их с традиционными Финскими строительными технологиями и материалами. В проектах для Всемирных выставок в Париже в1937 году и в Нью-Йорке в1939-м, Аалто при поддержке лесоперерабатывающих концернов продемонстрировал возможности применения дерева в современной архитектуре. Успех финского павильона привел к тому, что Аалто пригласили читать лекции в Массачусетский технологический институт.
В 1940—1948 годах Аалто работал и преподавал в США, где осуществил ряд проектов, таких как здание общежития Массачусетского института (1947 год). В этом проекте архитектор придал стене фасада волнообразную форму, чтобы каждому студенту открывался свободный вид на реку.
В 1948 году Аалто возвращается в Финляндию, где в 1949 году умерла его супруга и постоянный партнёр по проектной работе Айно Аалто. Переживая потерю жены, Алвар Аалто с головой погружается в работу и берется за разработку проектов крупных общественных зданий. Одно за другим строятся здания Муниципального центра в Сяюнятсало (1950—1952), Управление пенсионного обеспечения (1952—1956), Дом культуры рабочих (1955—1958), Политехнический институт в Отаниеми (1963–1966), Дом северных стран в Рейкьявике (1965—1968) и дворец «Финляндия» (1967—1971).
Параллельно с этими зданиями, Аалто проектирует церковь Трёх крестов в Вуоксенниска в 1958 году, приходской центр в Вольфсбурге (1963) и в Риола (1966). Создает промышленные сооружения в Топпиле (1931), Суниле (1936—1939) и Оулу (1951—1957). Разрабатывает проекты жилых домов в Бремене (1958—1963), выступает как градостроитель в Рованиеми (1946—1948) и Сяйнятсало (1949—1952). Но не все его постройки в Финляндии были значительны, в заграничных проектах Алвара Аалто появилась холодная, надуманная вычурность, как например здание высотного дома в Бремене (1963) или культурного центра в Вольфсбурге (1959–1962).
В начале 1960-х годов стало казаться, что в его творчестве начался спад, что архитектор устал, но проекты завершаемые к концу десятилетия, не уступают лучшим постройкам прошлых лет. Возможно это связано с Элиссой Мякиниеми. После продолжительного сотрудничества их отношения перешли на новый уровень и в 1952 году они поженились.
В 1955 году Аалто строит свою мастерскую недалеко от Хельсинки. В этом проекте он воплощает собственное представление о творческом труде и делает внутренний двор в форме амфитеатра, что бы иметь возможность читать лекции под открытым небом.
С 1943 года по1958 год Аалто занимал пост президента Союза финских архитекторов, а с 1963 года по 1968 год – президента Академии Финляндии.
Отец самого гуманного и экологичного направления в архитектуре и дизайне Алвар Аалто умер в Хельсинки 11 мая 1976 года. Спроектированный им Художественный музей в Ювяскюле (1973 год) позднее был посвящен памяти великого архитектора. Творчество Алвара Аалто в свое время повлияло на целое поколение дизайнеров и архитекторов, таких как Эро Сааринен ,Чарльз и Рей Имз. Не ослабло это влияние и в наши дни.
Ваза Aalto (Волна )
Ваза Aalto (Волна ) была спроектирована Алваром и Айно Аалто в 1936 году для участия в конкурсе финской компании Iittala. Под брендом Iittala до сих пор производится более сотни вариаций вазы, при этом авторы за создание вазы не получили ни копейки. По условиям конкурса авторскими правами на произведение победителя распоряжались организаторы конкурса, а самому победителю, доставался тендер на создание интерьера ресторана Savoy в Хельсинки.