Connect with us

Hi, what are you looking for?

kaupa.rukaupa.ru

Познавательное

Дворцовая пристань в Петербурге

Дворцовая пристань в Петербурге
Дворцовая пристань в Петербурге

Дворцовая пристань — парадный спуск к Большой Неве в Питере, созданный по проекту Карла Росси в первой четверти XIX века и декорированный статуями львов.

Запись относится к месту: Санкт-Петербург

На набережной Невы против восточного крыла Адмиралтейства, увенчанного стройным золотым шпилем с корабликом, находится гранитная Дворцовая пристань, декорированная двумя медными статуями сторожевых львов.

Dvortsovaya_pier_at_1840

Дворцовая пристань находится в непосредственной близости к Адмиралтейству, Дворцовому мосту и Зимнему дворцу. Сейчас пристань используется как причал прогулочных катеров, в 2004 году использовалась как остановка водного автобуса. С начала XX века к пристани пришвартован плавучий ресторан. Пристань представляет из себя широкий гранитный лестничный спуск к Большой Неве. Она состоит из двух маршей по восемь ступеней, марши разделены между собой небольшой гранитной площадкой. Эта площадка по краям имеет два выступа, выходящих к реке. За этими выступами со стороны берега находятся гранитные пьедесталы львов. Монотонность вертикального параллелепипеда пьедестала разделена неширокими выступами. Сам лестничный спуск с боков ограничен парапетом набережных.

0_16f9d_74ff0865_-1-XL

Дворцовая пристань была Начала строиться в 1820-1824 годах. Она находилась в месте выхода Дворцового проезда к Неве. Сейчас на этом месте расположен въезд на Дворцовый мост. Пристань была построена по чертежам архитектора Карла Росси в рамках проекта по благоустройству территории у Зимнего дворца после строительства арки Главного штаба. Курировал работы сам император Николай I Строил пристань инженер А. Д. Готман. Одновременно с этими работами был построен Петровский спуск у западного павильона Главного Адмиралтейства. Предложенные Росси статуи львов являются точной копией флорентийских львов. Моделями для литья являлись гипсовые слепки с оригинала, которые хранятся в Академии Художеств. Такие же львы были установлены Карлом Росси у Михайловского дворца.

Один из львов Росси (автор — Neskij Djuk, фото сделано во время белой ночи)

0_12058_b372c54_-1-XL

После того, как все детали пристани были утверждены, в строительстве пристани наступила пауза, которая до сих пор не объяснена историками. С 1828 по 1832 год в деле строительства пристани не было подвижек, и с конца 1832 года события происходили одно за другим. В начале мая 1832 года Николай I сделал свой выбор: он распорядился установить на нижнем спуске к Большой Неве две порфировые вазы, присланные в дар шведским королём в 1830 году, а наверху поместить на высоких пьедесталах мраморные статуи Геркулеса и Флоры из Таврического дворца. В конце месяца царь меняет своё решение и далее работы ведутся по проекту Росси, 31 мая 1832 года высочайшему вниманию поданы все детали проекта. 5 июня 1832 года на Александровском чугунолитейном заводе запущена работа над фигурами львов и постаментами. В сентябре 1832 года статуи львов были установлены на Дворцовой пристани одновременно с порфировыми вазами. В конце 1832-начале 1833 года П. К. Клодту была поручена работа над диоскурами, но они не сместили с постамента ни львов ни вазы. А статуи Геркулеса и Флоры в 1862 году были установлены в Александровском саду.

Статуя диоскура возле Исаакиевского собора и Манежа (автор — MarinaAn)

2488294

Львы стоят на чугунных постаментах, повернув друг к другу тяжёлые лобастые головы. Грозные морды животных своеобразны и выразительны — львы изображены с полураскрытой оскаленной пастью и страшными клыками. На силу и ловкость хищника указывают широкая грудь, могучие лапы и стройное мускулистое тело с подтянутым животом. Львы опираются на шар передней лапой с выпущенными изогнутыми когтями.

0_399a3_1015abab_XL

Это, пожалуй, самые популярные в Санкт-Петербурге сторожевые львы. Тонко вычеканенные из листовой меди царственно-величавые статуи грозных зверей хорошо видны отовсюду, а их профили четко прорисовываются на фоне темно-серой глади Невы и бледной голубизны чистого неба.

0_148a7_36c10c62_XL

Исторически между флигелями Адмиралтейства до постройки набережной находилась Адмиралтейская пристань. Первые идеи оформления спуска к Неве у Зимнего дворца в продолжение Дворцового проезда к Неве выдвигались ещё до засыпки Адмиралтейского рва в 1817 году. Первым сохранившимся прочтением пристани стала работа архитектора Л. Руска, созданная ещё до засыпки Адмиралтейского рва как часть проекта набережной между зданием Адмиралтейства и Зимним дворцом. Она представляла собой красивую пристань-лестницу, которая была украшена четырьмя скульптурными композициями, которые представляли собой аллегорические женские фигуры на круглых пьедесталах, с лежащими каменными львами, обращенными в сторону дворца. Другой проект сохранился в отделе эстампов Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Он представляет собой рисунок неизвестного художника, изображающий пристань с двумя парами лежащих львов. Следующее предложение исходило от известного скульптора В. И. Демут-Малиновского. Он создал модель «Конь с водничим», которая не получила одобрения и была отклонена. Но на её базе возникла новая идея — украсить пристань конными группами наподобие скульптурной группы «Кони Марли», которая находится в Париже при въезде на Елисейские поля. Скульптурные композиции изображали исполинских бешеных коней, со свирепым взглядом и оскалом зубов и развевающейся гривой. Кони влекут за собой водничих, кажущихся в сравнении с животными малорослыми. Скульптурные группы были созданы в 1745 году скульптором Гийомом Кусту. В трактовке Кусту кони олицетворяют животное начало, символизируют стремительную неукротимую свирепость и поэтому изображены гигантами рядом с малорослыми водничими.От имени Петербургской Академии художеств был отправлен запрос о возможности получения малых моделей коней Марли. На первый запрос не было реакции и в 1827 году во Францию был отправлен повторный запрос. В ответ К. П. Брюллов в феврале 1828 года присылает из Парижа в Академию художеств небольшой рисунок одной из конных групп. В начале марта в Санкт-Петербург поступают малые бронзовые копии обеих групп, а 5 октября прибыли алебастровые для создания по ним больших моделей. Комиссия, запросив расходы на отливку композиций в металле, оценила стоимость 32 тысячи рублей за группу непомерно дорогой. Модели коней Марли изготовлены не были, начались поиски более доступного варианта.

480px-Marly_horse_Louvre_MR1803

Автор фото — Marie-Lan Nguyen

В проекте Дворцовой пристани архитектор хотел установить нижним ярусом статуи львов и верхним — статуи диоскуров работы П. К. Клодта. Скульптор получил правительственный заказ на выполнение двух скульптурных групп для украшения пристаней Адмиралтейской набережной в конце 1832 — начале 1833 года. Летом 1833 года скульптор изготовил модели для проекта, и в августе того же года модели были утверждены императором и доставлены для обсуждения в Академию художеств. Члены академического совета выразили полное удовлетворение работой скульптора и было решено выполнить обе первые группы в полном размере. После этого успеха в работе над этим проектом наступила вынужденная пауза, обусловленная тем, что Клодт завершал работу над скульптурной композицией Нарвских ворот. Этот перерыв закончился в середине 1830-х, и работа над проектом была продолжена. Император Николай I, курирорвавший проект пристани, не одобрил сочетание львов и лошадей. Вместо Диоскуров на пристани были установлены вазы, а диоскуры были установлены на Аничковом мосту.Вазы были выполнены из полированного порфира на Эльфдаленской гранильной фабрике в Швеции. Чугунные пьедесталы отлиты на том же заводе и по тому же проекту, как и для львов: на Александровском чугунолитейном заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя. До установки на этом месте вазы хранились в Таврическом дворце.

0_329f5_ca69e60d_XL

Автор панорамы на главной — Serg-Sergeew

You May Also Like

Наука и технологии

Промышленные дизайнеры и психологи из Университета Кампании в Италии провели исследование, в ходе которого изучили влияние окружающей среды на восприятие вкуса продуктов. Об этом...

Познавательное

Выглядя как римский Колизей, эта недостроенная башня доминирует над горизонтом шотландского города Обан на протяжении более 100 лет. Незавершенная Башня Маккейга — лишь малая...

Познавательное

Рани-Ки-Вав — ступенчатый колодец 11 столетия, расположенный в индийском городе Патан на берегу реки Сарасвати. Считается, что колодец был построен Удайямати, овдовевшей Королевой Бхимдева...

Познавательное

Landkreuzer P. 1000 Ratte — концептуальный сверхтяжелый танк, который разрабатывался нацистской Германией во время Второй мировой войны. Однако дальше стадий планирования и проектирования дело...

Copyright © 2020 ZoxPress Theme. Theme by MVP Themes, powered by WordPress.