Connect with us

Hi, what are you looking for?

kaupa.rukaupa.ru

Познавательное

Азулежу: Искусство Португальской Плитки

Азулежу: Искусство Португальской Плитки

Cиняя керамическая плитка азулежу встречается повсюду в Португалии. Плитки украшают извилистые улицы столицы Лиссабона и других городов страны. Они покрывают стены вокзалов, ресторанов, баров, фресок, фонтанов, церквей и алтарных фасадов. Азулежу можно увидеть на скамейках в парке и мощеных тротуарах. Лазурные плитки встроены в фасады зданий в городах и муниципалитетах по всей стране.

Запись относится к месту: Португалия

Традиционное искусство плитки рассказывает гордую историю мореплавания Португалии, изображая моряков и знаменитые корабли-каравеллы. Более современное изобразительное искусство может изображает животных, таких как тигры и слоны — композиции, вдохновленные восточными образцами 17-го века н.э. 1950-е гг.

Отличительный синий азулежу может заставить вас думать, что слово происходит от азул (португальское слово синий). Но azulejos берет свое начало в арабском термине для маленького, гладкого полированного камня — aljulej или azulej, что превратилось в azulejo на португальском языке (произносится как ай-зоо-ле-жу).

Искусство плитки не просто декоративно — оно формирует визуальную историческую запись Португалии. Итак, давайте отправимся в национальный музей плитки и узнаем историю португальской керамической плитки.

Музей Насьональ ду Азулежу

Чтобы по-настоящему оценить красивое изобразительное искусство Португалии, обязательным пунктом является посещение национального музея плитки в Лиссабоне (Museu Nacional do Azulejo). В музее хранится португальское керамическое искусство 15-го века нашей эры. Здесь посетители узнают, как декоративный язык азулежу прослеживает культурную самобытность страны и эволюцию техник, которые использовались при изготовлении.

Музей расположен в Лиссабонском районе Хабрегас и занимает три этажа монастыря Мадре де Деус, основанного в 1509 году Доной Леонор де Визеу (1458-1525 гг.), Вдовой короля Жуана II (ок. 1481-1495 гг.). Золотой и позолоченный интерьер происходит из-за реконструкции, которая произошла после Великого Лиссабонского землетрясения 1755 года, которое частично разрушило монастырь.

История Азулежу

Использование глазурованной и декоративной керамической плитки возникло не в Португалии, а уходит корнями в древнюю Ассирию и Вавилон и доказывает нам, что древний мир был наполнен цветом. Украшенные плитки и кирпичи были найдены на стенах древних ассирийских дворцов. Великие ворота Иштар у входа в Вавилон являются, пожалуй, самым известным примером древнего плиточного искусства. Вавилонский царь Навуходоносор II (ок. 605 / 604-562 до н.э.) приказал построить ворота в. 575 г. до н.э.. На них изображены львы, молодые быки (зубры) и драконы (сирруш) на ярком кобальтово-глазированном фоне.

В древнем Египте Фароа Джосер (ок. 2670 г. до н.э.), который был первым царем Третьей династии Египта, имел свою погребальную комнату в Ступенчатой ​​пирамиде Джосера в Саккаре, покрытую синей фаянсовой плиткой с желтыми линиями стеблей папируса.

Свинцовое остекление было известно римлянам, которые впервые применили эту технику в 1 веке до нашей эры. Греко-римский мир, тем не менее, отдавал предпочтение мозаичной технике, которая была создана путем превращения тессер — маленьких кусочков камня или стекла — в замысловатые рисунки на полах и стенах в общественных зданиях, частных домах и храмах. Они также украшали поверхности, рисуя на мокрой известковой штукатурке (называемой техникой фрески) и применяя внутреннюю или наружную штукатурку для создания рельефных эффектов (так называемая штукатурка).

В странах, где процветала исламская культура, настенная плитка с использованием геометрических узоров стала важным аспектом плиточного искусства и религиозного выражения. Исламские гончары разработали плитки с блеском для использования во дворцах, мечетях и святынях, что придало этим зданиям отличительный переливающийся вид.
Возможно, самый ранний пример исламского художественного оформления плитки можно увидеть на мечети Куббат ас-Сахра, расположенной на Храмовой горе в Иерусалиме. Она была возведена мусульманским халифом Абд эль-Маликом в 688–691 гг. Н. Э., а Сулейман Великолепный (1520–1566 гг. Н. Э.) провел реконструкцию мечети и замену наружной мозаики мерцающей плиткой.

Мечеть султана Ахмеда в Стамбуле известна как Голубая мечеть, потому что более 20 000 ярких сине-белых плиток Изник ​​покрывают её интерьер. Изник ​​был турецким центром производства плитки и керамики для Османской империи в конце 15 века н.э.

Вы можете задаться вопросом, почему древний мир был так насыщен синим цветом. Это потому, что полудрагоценный камень лазурит (что означает «камень неба») ценился в древности за его королевский синий оттенок и считался связанным со знанием, проницательностью и магическими способностями.

Исламские и итальянские влияния

Мавры принесли исламскую мозаику и плитку на Пиренейский полуостров в 8 веке нашей эры, и именно здесь наша история азулежу действительно начинается.

Король Португалии Мануэль I (ок. 1495-1521 гг. Н. Э.) посетил Севилью и дворец Альгамбра в Гранаде и был ослеплен увиденной им исламской керамической плиткой с геометрическим рисунком. Король Мануэль был одним из самых богатых монархов в христианском мире благодаря португальскому веку открытий (начало 15 — середина 17 века н.э.). Он импортировал азулежу из Севильи и украсил арабскую комнату в своем дворце в Синтре (Национальный дворец Синтры). Испанские мусульманские геометрические узоры, используемые в этой комнате, называются мудехар, а этот период декора плитки известен как испано-мавританский.

Дворец в Синтре оставался практически нетронутым после землетрясения 1755 года, которое разрушило большую часть города. Если вы посетите национальный музей плитки, то также должны совершить экскурсию по дворцу в Синтре (примерно в 25 км к северу от Лиссабона).

Изюминкой Музея Азулежу является 1300 традиционных сине-белых панорамных панелей под названием «Великолепный вид на Лиссабон». Расположенная на верхнем этаже композиция имеет длину 23 метра и была изготовлена испанским художником по плитке Габриэлем дель Барко в 1700 г. н.э. Это одна из немногих сохранившихся визуальных записей городского пейзажа перед разрушительным землетрясением.

Но, пожалуй, самый увлекательный пример португальского плиточного искусства — это полихромная панель, известная как Nossa Senhora da Vida (Богоматерь жизни), расположенная на первом этаже музея. Это старейшее в Португалии азулежу и важный образец португальского плиточного производства 16-го века.

После Реконкисты — когда испанские и португальские территории на Пиренейском полуострове были возвращены из-под контроля мусульман — португальцы могли свободно разрабатывать свой собственный стиль азулежу с ручной росписью. Художники по плитке больше не были связаны исламским законом, который запрещал изображать человеческие фигуры, и теперь они могли рисовать животных и людей, исторические и культурные события, религиозные образы, цветы, фрукты и птиц.

К середине 16-го века н.э. итальянские и фламандские ремесленники обосновались в Лиссабоне, привлеченные расцветом плиточного искусства и возможностями работы с новыми техниками. Одной из таких техник была итальянская майолика, которая позволяла рисовать прямо на плитках и изображать более сложные рисунки, такие как фигуративные сюжеты и исторические события. Nossa Senhora da Vida является превосходным примером влияния влияния майолики и ренессанса (переход от средневековья к современности, который произошел с 14 по 17 века н.э.).

Панель 1580 года состоит из 1498 азулежу, написанных в стиле trompe l’oeil (стиль живописи, призванный создать убедительную иллюзию реальности). Это ранний и выдающийся пример португальской религиозной иконографии, включающий изображения пастухов и Иоанна Богослова. Синие и белые квадраты создают иллюзорную глубину, а зеленые, желтые и синие окрашенные фигуры с узорами имитируют доску с позолоченной рамкой. Прямоугольник в верхней части люнета указывает на то, что когда-то окно было в азулежу (первоначально это была переоборудованная стена в церкви Санто-Андре в Лиссабоне).

Португальский стиль

Первый маркиз Помбала, Себастьян Жозе де Карвалью и Мело (1699-1782 гг.), руководил реконструкцией Лиссабона, и архитектурная керамическая плитка начала следовать так называемому стилю Помбалино. Керамическая плитка, известная как азулежу-помбалино, переместилась изнутри к фасадам церквей и зданий и стала наружной, охватывая общественные и религиозные памятники, дворцы, стены лестниц, дома, рестораны и сады. Такая плитка также считалась эффективным и недорогим решением для строительства.

До этого момента преимущественно церковь и дворянство заказывали декоративную керамику, но пошел процесс демократизации азулежу из-за их широкого использования в городском жилищном строительстве и восстановлении города. Чтобы удовлетворить спрос, фабрика по производству плитки Real Fabrica de Louca открылась в районе Рато, и в 1715 году состоялся последний зарубежный импорт керамической плитки.

Португальская экспансия за границу, начавшаяся в начале 14-го века, привела к встрече многих культур, и азулежу отразил ощущение экзотики, включив слонов, обезьян и коренные народы из колоний и территорий, таких как Бразилия. Индийский печатный текстиль с изображением индуистских и природных символов стал модным в 1650-1680 гг.. Особенно  выделяется композиция под названием aves e ramagens («птицы и ветви»).

Охота на леопарда (1650-1675 гг. Н.э.), экспонирующаяся в музее, включает в себя темы зарубежных завоеваний Португалии, а также европейские культурные традиции. Полихромная фаянсовая панель, пришедшая в музей из Кинта-де-Санту-Антониу-да-Кадрисейра в Торрес-Ведрас (примерно в 50 км к северу от Лиссабона), изображает леопарда-самку, на которого охотятся увенчанные перьями коренные жители.

Панель «Свадьба Цыпленка» (1660-1667 гг. Н. Э.) демонстрирует творческий талант португальских ремесленников в 17-м веке, а также показывает, как создатели азулежу часто распространяют социальную сатиру, или политические послания. На этой большой панели курица перевозится в карете, сопровождаемой кортежем обезьян, играющих на музыкальных инструментах. «Нижнее бельё» (по-французски «Monkey Trick») — это имя, данное визуальному образу, на котором модно одетые обезьяны демонстрируют человеческое поведение, и оно стало особенным жанром в 16 веке нашей эры.

Музейный гид может сказать вам, что обезьяны часто связаны с сатирой, и что Свадьба Цыпленка может быть интерпретирована как политический комментарий к Испании и ее сторонникам во время Восстановительной войны (1640-1668 гг. Н.э.), которая закончила 60 лет двойной монархии в Португалии и Испании при испанских Габсбургах и основала новую правящую династию Португалии: Дом Браганса.

К началу 18 века н.э. португальские ремесленники оказались под влиянием китайского дизайна фарфора династии Мин (1368-1644 гг. Н.э.) и голландского Delftware, которые привели к кобальтово-сине-белому визуальному виду португальских плиток. Именно этот вариант азулежу можно увидеть по всей Португалии сегодня.

Движения в стиле барокко (ок. 1600-1750 гг. н.э.) и рококо (ок. 1700-1800 гг. н.э.) привели к стилю азулежу, уникальному для Португалии, — вежливым, или пригласительным фигурам. Это были богато украшенные фигуры в натуральную величину (как правило, изящно одетый дворянин или женщина). Они были прикреплены к стенам лестниц и у входов во дворцы, чтобы приветствовать, или приглашать гостей внутрь. Они прямо смотрели в глаза людям, и можно только представить, как удивлялись гости, встретив одну из этих фигур. Пригласительные фигуры были инновацией дизайна для португальцев, потому что они были очертаниями или вырезами, а не традиционной квадратной композицией плитки. Здесь можно прповести параллели с модными нынче 3-D рисунками на асфальте и зданиях.

После флирта с витиеватыми расцветами и часто мрачными темами в 17 и 18 веках н.э. дизайны азулежу 19-го века н.э. отвечали вкусам новой буржуазии (общественный строй, в котором доминировал так называемый средний класс). Буржуазия хотела, чтобы азулежу отразили их социальный успех и статус, а эмигранты-нувориши, возвращающиеся из Бразилии, принесли с собой тенденцию украшать фасады своих домов керамической плиткой, чтобы сохранить внутреннюю прохладу и уменьшить внешний шум. В результате произошел переход от больших панелей к более мелким и более изящно выполненным азулежу.

Индустриализация ввела новые методы, такие как метод трансферной печати на сине-белых или полихромных азулежу, хотя плитки с ручной росписью оставались популярными. Массовое производство означало, что плитка могла бы производиться с меньшими затратами, и предлагалось большее разнообразие стилизованных дизайнов, от традиционных моделей до иностранных модификаций.

Период ар-нуво (ок. 1890-1910 гг. н.э.) подарил фасады, украшенные плавными изогнутыми линиями цветов, растений, виноградных лоз, листьев, насекомых и животных, которые были типичными для движения ар-нуво. Однако культурная элита начала рассматривать плитку как старомодную и отвергала ее, как предназначение для масс.

К началу 20-го века н.э. искусство керамической плитки утратило популярность и оказалось в опасности стать утраченным искусством, но благодаря современным португальским художникам, таким как Мария Келл, в 1950-х годах произошло возрождение, когда были построены станции метро и плитки были использованы в росписи, как модернистские произведения искусства.

Азулежу в общественном искусстве

Вы можете часами проводить время в музее, проходя комнату за комнатой по визуальной истории Португалии, но вы также можете прогуляться по любой улице Лиссабона и увидеть азулежу, которые пережили дождь и солнце в течение сотен лет. Часто можно увидеть хозяина дома в процессе очистки и полировки плиток.

Когда вы доберетесь до музея, сядьте в кафе, выпейте галау — португальский кофе, похожий на молочный латте — и вы увидите удивительную панель азулежу 18-го века, в которой свиньи и рыба ждут, пока их приготовят.

Как добраться к музею

Национальный музей Азулежу находится на Руа-да-Мадре-де-Деус 4, Лиссабон. Вы можете сесть на автобус 794 от площади Комерсио, который привезет вас ко входу в музей. Или вы можете насладиться 20-минутной прогулкой от станции метро Santa Apolonia, останавливаясь, чтобы посмотреть на уличные произведения искусства и другие достопримечательности Лиссабона по пути. На сайте музея есть удобная карта.

Музей открыт со вторника по воскресенье с 10.00 до 18.00, последний вход в 17.30. Перед вашим визитом вы можете скачать мобильное приложение, которое предлагает экскурсию по самым значительным азулежу на выставке. И если вы хотите создать свою собственную коллекцию азулежу, вы можете посетить мастерскую в музее по созданию фаянсовой плитки.

You May Also Like

Наука и технологии

Промышленные дизайнеры и психологи из Университета Кампании в Италии провели исследование, в ходе которого изучили влияние окружающей среды на восприятие вкуса продуктов. Об этом...

Наука и технологии

Специалисты рассказали, что перец чили полезен для здоровья. Тепло он получает от капсаицина, оказывающего противовоспалительное действие. Так, острый перец может нормализовать кровяное давление и...

Познавательное

Landkreuzer P. 1000 Ratte — концептуальный сверхтяжелый танк, который разрабатывался нацистской Германией во время Второй мировой войны. Однако дальше стадий планирования и проектирования дело...

Познавательное

Выглядя как римский Колизей, эта недостроенная башня доминирует над горизонтом шотландского города Обан на протяжении более 100 лет. Незавершенная Башня Маккейга — лишь малая...

Copyright © 2020 ZoxPress Theme. Theme by MVP Themes, powered by WordPress.